Пожалуйста, женись на еврейке! - Ujew

Пожалуйста, женись на еврейке!

Пожалуйста, женись на еврейке!
Количество просмотров 816 Количество комментариев 0

Прошел уже почти год после того, как отца не стало, но всякий раз, приходя в синагогу, тридцатилетний Евгений вспоминает его слова: «женись только на еврейке». Он стал регулярно приходить сюда именно после смерти отца. Тогда же он познакомился с раввином, и тот рассказал ему о законах траура, которые следует исполнять в первый год после смерти родителей.

Евгений никогда не был особо религиозен, как, впрочем, и вся его семья. Принадлежность к «избранному народу» ограничивалась для них лишь характерной фамилией и краткой записью «еврей» в графе свидетельства о рождении, выданного еще в советские времена. Отец был типичным представителем того поколения советских евреев, которые не знали, что делать со своим еврейством. Первую половину жизни они часто стеснялись его, а вторую –  не знали, как его применить, поскольку им было невероятно мало известно о еврейском образе жизни.

Нет, религиозным человеком отец точно не был, по крайней мере, так казалось Евгению. Поэтому просьба отца, чтобы сын женился непременно на еврейке, его всегда удивляла. Скорее, это была не просьба, а определенная установка его семьи – не допустить, чтобы он соединил свою судьбу с представительницей другого народа. И именно это его всегда удивляло. «Дружи – с кем пожелаешь, но заводить семью только с еврейкой! Нам внуки-гои не нужны…» Подобные рассуждения он слышал от своей многочисленной родни примерно с того возраста, когда обычно мальчики начинают интересоваться девочками.

 

В чем причина такого подхода? На каком основании взрослому самостоятельному человеку диктуют, на ком жениться? И главное, откуда такой странный критерий: ни любовь к избраннице, ни качества её характера, ни происхождение или, в конце концов, внешние данные, а национальность – какой-то атавизм, который уже даже и в документах не указывают! Сегодня, в двадцать первом веке, в эпоху глобализации и интернета, когда мир открыт, как никогда прежде, вопрос «а какой Вы, собственно, национальности?» является в цивилизованном обществе неприличным и даже дискриминационным, - снова и снова люди недоумевают, почему евреям запрещены смешанные браки?

 

Почему нельзя?

Действующий издревле запрет жениться на представителях другого народа, или смешанный брак, - одно из самых проблемных и непонятных для окружающих понятий в еврейском образе жизни. С одной стороны, когда подросший ребенок женится на нееврейке или выходит замуж за нееврея, родители, даже, если сами не религиозны, на подсознательном уровне, понимают, что их ребенок, порывая связь со своим народом, совершает что-то, что уже никогда не исправишь. С другой стороны, они, как интеллигентные люди, чувствуют себя неудобно говорить о запрете смешения, поскольку уж очень это похоже на расизм. Как можно отказывать кому-либо только из-за того, что он или она родились не у матери-еврейки?

 

Так все же, почему во многих еврейских семьях традиции не соблюдают, но почти с религиозной настойчивостью, спутника или спутницу жизни выбирают только «из своих». Для того чтобы ответить на этот и другие вопросы, давайте разберемся в первопричине запрета.

 

 

Тора однозначно запрещает вступление в браки с представителями других наций. Этот запрет — одна из 613-ти заповедей, и прослеживается исторически с момента дарования Торы на горе Синай более 3000 лет тому назад. Источник запрета в стихе: «И не роднись с ними: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего» (Дварим 7:3). Причина этого запрета объясняется в следующем же стихе: «Ибо отвратят сынов твоих от Меня, и они будут служить иным божествам. Возникает вопрос: почему сказано «ибо отвратят сынов»? Кто будет служить? К кому обращение?

 

 Великий раввин РАШИ (Рабейну Шломо Ицхаки, 1040-1105) объясняет, что если кто-то решается на смешанный брак, он все равно останется евреем, чего не скажешь о его потомках. Последствия подобного союза – дети – уже не будут считаться принадлежащими еврейскому народу.  Если же еврейка выходит замуж за гоя (по Галахе еврейство передается по материнской линии), ее дети, которые считаются евреями, будут испытывать трудности, поскольку их отец принадлежит к другому народу и, естественно, захочет воспитывать их в своих традициях. Таким образом, запрещая смешанные браки, Тора опасается того, что уже нельзя будет исправить, – потерять будущие поколения, детей и внуков тех, кто решился связать свою жизнь с представителями других народов...

 

Другими словами, запрет жениться на неевреях – это не дискриминационный акт, а исполнение Божественного повеления, цель которого уберечь евреев от отхода от традиций своих предков. Если твой сын женится на нееврейской женщине, дети от такого брака не будут считаться твоими внуками. А в случае, если твоя дочь выйдет замуж за не еврея, то, несмотря на то, что твои внуки останутся евреями, в моральном и культурном плане они могут стать далекими от еврейства.

 

Следует уточнить, что еврейский закон не просто запрещает жениться еврею на не еврейке, - он даже не предусматривает такой практики! Не существует никакой возможности для регистрации подобного брака между евреями и не евреями.  Быть может, такая пара живет вместе, ведет совместное хозяйство, даже заводит детей, но все это будет находиться вне того, что Тора называет браком.  Отношения между евреем и нееврейской и наоборот не считаются Торой семейными отношениями.

Институт еврейского брака регламентирован Торой.  Она актуальна во все времена и неизменна во все времена подобно законам природы. Поэтому, так же как не в силах человека изменить законы, к примеру, гравитации, так и не в его власти переделать закон Торы.

 

Женятся два человека, а соединяются два мира.

Известно, что иудаизм разрешает развод, но он является крайней и очень нежелательной мерой. Во многом поэтому, в традиционных еврейских общинах, к вопросу выбора будущей «половинки» относятся со всей возможной серьезностью. Слишком велик риск в юном возрасте соединить свою судьбу «не с тем человеком» и испортить свою жизнь навсегда. Поэтому, когда молодым людям приходит время искать супруга или супругу, ему в этом помогают более опытные и взрослые люди. Родители или другие близкие люди стараются не только найти подходящую пару, но и собрать как можно больше информации о его (ее) прошлом и настоящем. Некоторые так в этом усердствуют, что появилась даже шутка, в которой сравнивают досье КГБ и информацию для шидуха (сватовства).

 

На что обращают самое большее внимание во время этого поиска? Правильный ответ, на семью. Именно семья «создает» человека тем, чем он является: семейные традиции или их отсутствие, установки, «роли», которые берут на себя те или иные члены семьи - все имеет значение при формировании личности. Став уже взрослым и, казалось бы, независимым человеком, мы все еще совершаем поступки, которые диктует нам наша детская память.

 

  Этот феномен прекрасно показан в фильме «История о нас».  Там есть момент, когда раздражённые, уставшие от бытовых проблем и непонимания супруги находятся на грани развода. Они лежат в кровати и о чем-то отчаянно спорят. Каждая сторона приводит свои аргументы, и вдруг они оборачиваются и видят, что в кровати не одни. С ними рядом его и ее родители, которые также участвуют в споре. В какой-то момент они понимают, что говорят не своими словами, а родительскими.

 

Таким образом, становится очевидно, что когда женятся два человека, то соединяются не два индивидуума, а два мира. У каждого свои убеждения и привычки, взятые ими из их собственных семей и окружений. А если здесь еще и намешаны национальные особенности и различия, то конфликтов не избежать.

 

 Наш герой Евгений долго раздумывал о выборе своей избранницы. На этом непростом пути у него были взлеты и падения. Во время одного из его посещений синагоги, супруга раввина представила его милой еврейской девушке. Теперь они готовятся к Хупе, традиционной еврейской свадьбе, которая состоится совсем скоро. Мазл тов!

 

Автор: Лея Лившиц


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.