Песах шени - Ujew

Песах шени

Песах шени
Количество просмотров 634 Количество комментариев 0

14-й день месяца ияр называется «Вторым Песахом» (Пейсах шени), ибо во времена существования Храма в этот день, приносили пасхальную жертву те, кто не могли принести ее в срок, так как 14-го нисана находились в состоянии ритуальной нечистоты или не могли вовремя прибыть в Иерусалим. «Вторым Песахом», эта дата названа потому, что ияр, является вторым месяцем года. В Иерусалимском Талмуде это день назван иначе — «Малым Песахом» (Песах катан).

 

На второй год после Исхода из Египта, когда евреи справляли свой первый Песах в пустыне, те из них, кто были ритуально нечисты из-за прикосновения к человеческому трупу (в частности Мишаэль и Эльцафан, которые несли тело Йосефа) и не могли принести вовремя пасхальную жертву, пришли к Моше и Аарону и сказали: «За что же мы будем лишены того, чтобы принести жертву Г-спода в назначенную для нее время среди сынов Израиля?» Хотя мы знаем? что не будем наказаны за неисполнение заповеди, поскольку не имели возможности ее исполнить, почему мы лишаемся великой награды за ее исполнение?».

 

«И Г-сподь говорил Моше так: «Говори сынам Израиля так: всякий, кто будет нечист из-за усопшего, или он будет в дальнем пути, из вас или потомков ваших, то и он должен совершить песах Г-спода (т.е. принести ему пасхальную жертву). Во второй месяц, в четырнадцатый день, в сумерки пусть справляют его, с мацой и марором пусть едят его».

 

День Пейсах шени не является праздничным или полупраздничным днем, однако поскольку во времена Храма это был радостный день для всех тех, кто исполнял в него заповедь о пасхальной жертве, мы продолжаем выделять его и сегодня, не читая в этот день покаянную молитву «Таханун».

 

Принято есть в этот день мацу, оставшуюся от праздника Песах, в память о пасхальной жертве, которая съедалась вместе с мацой. Хлеб и прочий хамец при этом уничтожать не нужно и есть его тоже можно.

 

Шестой Любавичский ребе рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон говорил, что суть Песах шени очень хорошо описывает хасидский принцип «эс из нито кейн фарфален» («ничего не пропало», т.е. все можно исправить). Соответственно, главный урок этого дня – при желании все можно исправить. Главное, чтобы это желание было…

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.