Освящение именем - Ujew

Освящение именем

Освящение именем
Количество просмотров 662 Количество комментариев 0

Президента обвиняют в сексуальном насилии. Премьер-министр обвиняется в коррупции и взяточничестве. Раввины в нескольких странах обвиняются в финансовых махинациях, сексуальном домогательстве и жестоком обращении с детьми. Факт того, что подобные вещи имеют место быть, свидетельствует о глубоком недомогании в современной еврейской жизни.

 

На кону гораздо больше, чем просто мораль, ведь мораль универсальна. Взяточничество, коррупция и злоупотребление властью являются отрицательными в равной степени, независимо от того, кто принимает в этом участие. Однако если виновниками являются лидеры, то сюда вовлекается уже нечто большее - принципы, изложенные в Кидуш ха-Шем и Хилул ха-Шем: “Не оскверняйте Мое святое имя, дабы Я был освящен среди Израильтян, Я - Г-сподь, освящающий вас”.

 

У понятий Kiddush и Chillul ha-Shem есть своя история. Хоть они были и есть вечными, их открытие происходило на протяжении долгого времени. В главе Эмор, согласно Ибн Эзра, стих имеет весьма узкий и локализованный смысл. Глава говорит об особых обязанностях священников и заботе, которые они должны выполнять в момент служения Б-гу в святилище. Весь Израиль свят, но священники - святейшая элита внутри нации. В их обязанности входило сохранение чистоты и славы святилища - символического дома для Б-га. Вот и выходит, что заповеди для священников - это особая обязанность, ведь они стражи святого.

 

Другое понятие было раскрыто пророками, которые использовали выражение chillul ha-Shem для описания безнравственного поведения, которое приводит к позору в Б-жьем законе - кодексе справедливости и сострадания. Амос говорит о людях, которые “топчут головы бедных как пыль на дороге и отрицают справедливость по отношению к угнетенным … и так оскверняют Мое святое имя”. Иеремия использует chillul ha-Shem для описания тех, кто уклоняется от закона тем, что отпускает своих рабов лишь для того, чтобы захватить и поработить их снова. Малахия, последний из пророков, говорит о коррумпированных священниках своего времени: “Оттуда, где встает солнце и туда, где оно садится, мое имя чтимо среди народов … но вы оскверняете его”.

 

Мудрецы предполагают, что Авраам преследовал ту же цель, когда подверг сомнению план Б-га уничтожить Содом и Гоморру. Б-г и народ Б-жий должны руководствоваться правосудием и неспособность так поступать и составляет chillul ha-Shem.

 

Третья вариация появляется в книге пророка Иезекииля. Еврейский народ, или, по крайней мере, значительная его часть, был вынужден уйти в изгнание в Вавилон. Нация потерпела поражение, Храм лежал в руинах. Для изгнанников это было человеческой трагедией - они потеряли свой дом, свободу и независимость. Вместе с тем это было и духовной трагедией: “Как мы можем петь песню Г-спода в чужой стране?”. Иезекиилий считал, что и для Б-га это было трагедией:

Когда израильтяне жили на своей земле, они оскверняли ее своим поведением и действиями … я разогнал их среди наций и они рассеялись по разным странам; я судил их по их же поведению и действиям. И куда бы они не пошли, среди каких бы народов не были, они оскверняли Мое святое имя, ибо сказано о них: “Это народ Б-жий, и все равно им пришлось покинуть Его землю”.

 

 

Изгнание было осквернением имени Б-жьего, потому как факт того, что он наказал свой народ тем, что позволил им быть завоеванными другими нациями? интерпретировался как доказательство того, что Б-г был не в состоянии защитить их. Это напоминает о молитве Моше после золотого тельца:

“Господь” - сказал Моше, - “Почему гнев Твой направлен на народ Твой, людей, которых Ты вывел из Египта с великой силой и могущественной рукой? Зачем позволять египтянам говорить “Он вывел их со злым умыслом, чтобы убить их в горах и стереть с лица земли”? Откажись от Своего яростного гнева; смягчись и не посылай бедствий на Свой народ”.

 

Это часть божественного пафоса. Выбрав отождествление имени Своего с народом Израиля, Б-г оказался зажатым между требованиями правосудия с одной стороны, и общественным восприятием с другой. То, что для израильтян выглядит как возмездие, для мира кажется слабостью. В глазах народов, у которых боги отождествлялись с силой, изгнание Израиля не могло быть истолковано не как иначе, кроме как бессилием Б-га. Иезекииль говорит, что это и есть chillul ha-Shem - осквернение имени Б-жьего.  

 

Четвертое понятие появилось в поздний период Второго Храма. Израильтяне вернулись на свою землю и восстановили Храм, но тут же они сначала подверглись нападению греков Селевкидов под правлением Антиоха VI, а затем и римлян; и те, и другие пытались искоренить Иудаизм. Впервые мученичество стало важной особенностью в еврейской жизни. Возник вопрос: при каких обстоятельствах евреи предпочли бы пожертвовать своей жизнью, чем нарушить еврейский закон?

 

Мудрецы поняли этот стих: “Вы должны соблюдать Мои указы и законы, человек должен соблюдать и жить ими”, что означает “а не умирать от них”. Сохранение жизни имеет преимущество над большинством заповедей, но есть три исключения: запрет на убийство, запрет на сексуальные отношения и идолопоклонство - мудрецы постановили, что лучше умереть, чем нарушить их. Также они сказали, что человек даже “во времена гонений” должен сопротивляться, пусть даже ценой жизни, требованию “сменить свои шнурки”, имеется в виду - совершать любой акт, который может быть истолкован как переход к врагу, предательство и деморализация тех, кто остался верен вере. Именно в этот период выражение kiddush ha-Shem использовалось для обозначения готовности умереть как мученик.

 

Одной из самых пронзительных коллективных реакций со стороны еврейского народа была категоризация всех жертв Холокоста как “тех, кто умер al kiddush Hashem” - т.е. те, кто умер ради освящения имени Б-га. Это не было решением, принятым заранее. Мученичество в прошлом означало добровольное желание умереть ради Б-га. Кстати одним из дьявольских аспектов нацистского геноцида было то, что они не предоставляли евреям выбора.

 

Есть еще и пятое понятие. Маймонид подводит итог так:

Есть и другие поступки, которые также входят в процесс осквернения имени Б-га. Когда человек великой Торы, известный своим благочестием, совершает поступки пусть и не грешные, но те, что заставляют людей говорить о нем пренебрежительно - это тоже есть осквернением имени Б-га … все это зависит от статуса мудреца …

 

 

Благочестие по отношению к Б-гу должно сопровождаться образцовым поведением по отношению к ближнему. Когда люди ассоциируют религиозность с честностью, порядочностью, смирением и состраданием, тогда имя Б-жье освящается. Если они ассоциируют религию с презрением к другим и к закону - они оскверняют имя Г-спода.

 

Общей для всех пяти вариаций понятия является радикальная идея (центральная для еврейского самоопределения) того, что Б-г рискнул Своей репутацией в мире, Своим именем, выбирая отождествление Себя с одним единственным народом. Б-г есть Б-гом всего человечества, но Он выбрал Израильтян в качестве Своих “свидетелей”, Своих “послов” в мире. Когда мы терпим неудачу в исполнении этой роли, мы разрушаем имидж Б-га в глазах всего мира.

 

На протяжении почти двух тысячелетий еврейский народ был лишен дома, земли, гражданских прав, безопасности и способности определять свое предназначение и свою судьбу. Он выступал в роли того, что Макс Вебер назвал “отверженным народом”. По определению pariah не может быть положительной моделью поведения. Именно тогда kiddush ha-Shem принял свое трагическое значение готовности умереть за свою веру. На сегодняшний день это уже не так, сегодня, впервые в истории, евреи обладают суверенитетом и независимостью в Израиле, а также свободой и равенством в других странах. Таким образом kiddush ha-Shem должны вернуть его позитивное значение образцовой порядочности в нравственной жизни.

 

Это именно то, что побудило хеттов назвать Авраама “Б-жьим принцом среди нас”. Это то, что заставляет восхищаться Израилем, когда он принимает участие в международных спасениях людей и оказании помощи. Kiddush и chillul ha-Shem создают неразрывную связь между святым и добрым.

 

Потеряй мы это, и тем самым мы предадим нашу миссию “святого народа”. Убеждение в том, что быть евреем - значит стремление к справедливости и состраданию - заставило наших предков остаться верными Иудаизму несмотря на все давление, оказанное с целью принуждения отказаться от него. Это было бы окончательной трагедией, если бы мы потеряли эту связь сейчас, в тот самый момент, когда мы можем встретиться с миром на равных.

 

Давным-давно мы были призваны показать миру, что религия и мораль идут рука об руку. Никогда это не было так необходимо как в эпоху, когда в некоторых странах насилие носит религиозный характер, а в некоторых - необузданную светскость. Быть евреем означает посвящать себя предположению того, что любить Б-га значит любить Его подобие - человеческий род. Нет более сложной задачи, чем эта, а в 21 веке нет более серьезной проблемы.

 

Автор: р. Джонатан Сакс. Перевод Анастасии Яценюк

 


 

 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.