О первенцах и первородстве

О первенцах и первородстве
Количество просмотров 84 Количество комментариев 0

Испокон веков считалось, что правом на престол при правление царством или на наследство передавалось только первенцу, родившемуся в богатой аристократической семье. Именно поэтому и сказано в недельной главе «Толдот», что Эйсав – первенец Ицхака и Ривки должен был первым получить благословение на дальнейшую жизнь и семейное благополучие. Но как оказалось, жена Ицхака – Ривка, подслушала разговор своего мужа с её сыном, первенцем Эйсавом, и опередила его, предупредив Яакова, чтобы он первым сделал кушанье для своего отца и получил благословение от Ицхака.

Можно сказать, что Ривка действовала путём хитрости. Ибо Эйсав, изначально был любимцем Ицхака, так как тот любил охоту и был человеком полевым, а Яаков – любимцем Ривки, так как он был житель шатров, т.е пастухом, как считает великий комментатор Торы -  Сончино. Мидраш объясняет, что слово «шатры» является намёком на место изучения Торы. То есть Яаков – был очень праведным и благочестивым человеком, который был не способен на зло и кровопролитие, в отличие от своего брата Эйсава, который был человеком более светским и хитрым охотником, похожим на Нимрода. Убивая животных, Эйсав постоянно проявляет жестокость. Однако отец Ицхак усматривает в нём скрытые духовные силы, которые не нашли должного выражения. Ривка же знала, что ещё до рождения дети были совершенно не похожи друг на друга. Потому,  «испорченность Эйсава» она считала изначально предопределённой и неисправимой.

В начале недельной главы «Толдот» рассказывается один очень интересный сюжет о продаже первородства Эйсавом Яакову. Как сказано в Торе: «И сварил Яаков кушанье, а Эйсав пришёл с поля усталый. И сказал Эйсав Яакову: «Дай похлебать мне Красного, потому что я устал». Именно поэтому дали Эйсаву прозвище «Эдом». Как говорит Сончино, в тот самый день Эйсав совершил несколько тяжёлых преступлений, не остановившись и перед убийством человека. Поэтому ему кажется красной даже чечевичная похлёбка. В этот день в полной мере проявилось его склонность к убийству, о которой раньше можно было только догадываться. И далее говорится в Торе: «Но Яаков сказал: Продай же мне своё первородство. И сказал Эйсав: Ведь я хожу на смерть, на что же мне первородство». Поклявшись Яакову, Эйсав так и не придал значения этому событию. А вот нашему праотцу Яакову это было очень важно, для него это был вопрос жизни и смерти.                         

При первом знакомстве с рассказом о покупке первородства поведение Яакова представляется нечестным и вызывает неприязнь. Но при более внимательном прочтении мы замечаем, что первородство, которым так дорожит Яаков, вызывает у Эйсава насмешку и пренебрежение. Можно догадаться, что речь идёт не о праве на получение большей доли наследства, которое останется после смерти отца, а о чисто духовных ценностях.

Можно сказать, что ради первородства и получения благословения от родного отца, Яаков рисковал своей жизнью, ибо Эйсав его мог убить в любой момент. Именно поэтому по совету своей матери Ривки он вынужден был бежать в Харан к брату его матери – Лавану. Это история показывает парадокс: что даже будучи первенцем, Эйсав не был достоин получить благословение от своего родного отца Ицхака. Как было сказано выше, Ривка всё знала изначально, кто будет наследником и кто удостоится получить благословение… 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.