Нестандартный символизм – символы государства Израиль - Ujew

Нестандартный символизм – символы государства Израиль

Нестандартный символизм – символы государства Израиль
Количество просмотров 1284 Количество комментариев 0

Наверное, это довольно обыденная фраза о том, что каждый человек уникален. Неповторимо в человеке все, начиная с особенностей внешности и заканчивая определенными, только этому человеку присущими чертами характера, стилем общения, манерой держаться. Все это складывается в единую картинку, которая называется «личность». Иногда думается, что в этом смысле страны очень похожи на людей – имеют свои интересные особенности, свой неповторимый колорит, свою историю и судьбу. Эти особенности придают им шарма и окутывают ореолом. Но как все это выразить и рассказать об этом так, чтобы все запомнили и узнали, за относительно небольшой промежуток времени? В этом может помочь символика страны – флаг, герб, гимн, другие символы. Символика – это, прежде всего, сплав с высокой концентрацией истории, идеологии, культуры, веры, видения своего будущего развития.

 

 Флаг государства Израиль представляет собой белое полотнище прямоугольной формы с синими полосами по краям и гексаграммой синего цвета в центре.

 

 

Гексаграмму еще называют Звездой Давида или Маген Давида, Щит Давида. Сегодня она является символом иудаизма и еврейства. Такой статус Маген Давид получил только в последние два столетия. Возникновение этого символа относят еще к доталмудическим временам. В первый раз Маген Давид упоминается в Эшколь а-Кофер караима Йеуды Гадасси (середина 12-го века), где он говорит: «Семь ангельских имён предшествуют мезузе: Михаэль, Гавриэль… да охранит тебя а-Шем! А равным образом знак, называемый Щитом Давида, помещён рядом с именем каждого ангела».
Вероятнее всего, Маген Давид получил свою широкую известность из Каббалы.

 

Странно, однако в средние века гексаграмма чаще встречалась в христианских церквях, нежели в синагогах. С древней и до постренессансной эпохи главным еврейским символом служила не «еврейская звезда», а менора.

 

Маген Давида – это шестиконечная звезда. Почему в центре флага именно шестиконечная звезда? Дело в том, что она символизирует шесть добродетелей еврейского народа, которым в Израиле учат от рождения: бескорыстие, искренность, целомудрие, скромность, смирение и щедрость. Гексаграмма состоит из двух равносторонних треугольников, основания которых строго параллельны горизонтальным синим полосам флага. Соотношение чередующихся горизонтальных полос на флаге соотносится между собой по ширине как 3:5:16:5:3. Полотнище флага напоминает талит – молитвенное покрывало, накидку для совершения молитв. Флаг Израиля носит огромный сакральный смысл, так как заключает в себя молитвенную связь с Творцом.

 

На самом деле, история израильского флага очень длинная. В древнии времена и эпоху Средневековья у евреев был совсем другой флаг. Сразу после выхода из египетского рабства каждое из двенадцати колен Израилевых вывешивало над станом свои знамёна. На знамени каждого колена были те же изображения, что и на двенадцати камнях наперсника Аарона.

 

Существует легенда о том, что в древние времена, когда Давид вел сражение, не всегда было время для сооружения полотнища флага, и Давид просто крепил к древку овечью шкуру, которая издалека напоминала шестиконечную звезду, и шел с этим знаменем в бой.

 

В эпоху Средневековья христианские правители иногда даровали флаги отдельным евреям или целым общинам за заслуги перед короной. В частности, император Карл IV (1354) даровал евреям Праги право вывешивать красный флаг с изображением Маген Давид. Однако только в 17-м веке Звезда Давида стала общепринятым еврейским символом и её стали включать в семейные гербы, например, семейств Ротшильда и Монтефиоре.

 

В 1460 году был отмечен в истории и другой флаг – флаг евреев Будды. Это было также красное полотнище, на котором располагались четыре звезды, и из них две – Звезды Давида.

 

 

В истории флага Израиля есть и такой момент. В 1648 году евреям Праги за заслуги в обороне города был пожалован флаг красного цвета, но уже с одной Звездой Давида желтого цвета, а в нее была вписана еще одна Звезда Давида.

История сохранила описание флага лжемессии Давида Реувени, с которым он предстал пред очи императора Карла 5 в Регенсбурге. По одним источникам, на белом фоне этого флага были золотом вытканы десять заповедей Божьих, по другим – слово «Маккавей».

 

Изначально флаг Израиля разрабатывался для сионистского движения. Работы по его разработке были завершены в 1891 году. Создателем и креативным оформителем израильского флага является известный в мире художник и график Рихард Арель – выходец из Западной Европы, из Германии. По задумке художника, сине-голубой цвет, цвет лазури, ассоциируется с цветом моря и прозрачного неба Израиля. Белый цвет символизирует надежду, синий – небо. Белый фон – это символ чистоты, а голубые лазурные полосы – символ молитвенных одеяний, звезда Давида – символ необычайной мощи государства.

 

Для новосозданного государства в 1948 году необходимо было оперативно разработать символику, без которой государство не может существовать. Был объявлен конкурс флага, на рассмотрение было представлено более чем 170 проектов. В предложении Теодора Герцля, которые он сформулировал в своем трактате «Еврейское государство» флаг должен быть таким: на полотнище белого цвета разместить семь золотых звезд, которые будут символизировать семичасовой рабочий день. Само полотнище белого цвета по задумке автора должно было символизировать «новую и чистую жизнь». В своей последней версии Герцль предлагал на полотнище белого цвета разместить по углам шесть Звезд Давида, а седьмую – над ними.

 

В 1933 году был принят именно вариант флага с синими полосами и Звездой Давида. Флаг государства Израиль был официально утвержден 28 октября 1948 года.

 

Основой государственного герба Израиля является геральдический щит французского типа (иными словами, он четырехугольный с заостренным основанием). На щите изображена менора, которая стояла в Иерусалимском храме. Она символизирует просвещение и бессмертие народа Израиля. Семисвечник обрамлен оливковыми ветвями, которые испокон веков символизируют не только мир и спокойствие, но и стремление евреев к миру. Под менорой надпись на иврите, обозначающая слово «Израиль». Оливковые ветви также непосредственно связаны с менорой: ведь семисвечник по традиции зажигают только оливковым маслом первого отжима. Фон герба может быть только синего цвета. Менора и оливковые ветви вокруг меноры могут быть как белого цвета, как обычно изображается на президентском флаге, так и цвета золота, как изображают в большинстве остальных мест, к примеру, на израильском паспорте.

 

 

По легенде, в Первом храме, который воздвиг мудрый царь Соломон, помимо меноры Моисея было еще пять светильников из золота. Согласно легенде, когда был разрушен Первый храм – храм Соломона, золотые светильники были спрятаны, и когда был воздвигнут Второй храм – возвращены.

 

Есть еще несколько версий прообраза меноры. Согласно одному предположению, менора – это разновидность шалфея, которая имеет название мория или марва. Другая версия – менора – это стилизованное дерево.

 

Талмуд говорит, что золотой семисвечник спрятали в земле в то время, когда римляне осаждали Иерусалим. Хотя есть сведения, что римлянин полководец Флавий Тит захватил-таки какую-то менору и отправил ее в Рим, в качестве военного трофея. И тому есть подтверждение: легендарное изображение золотой меноры на триумфальной арке, которая была сооружена после смерти легендарного римского полководца императора Тита. Эта арка известна более под названием «Арка Тита». На ней всем известное изображение – менору несут пленные евреи. Многие историки и исследователи придерживаются мнения, что данное изображение меноры, взятое за основу для государственного герба Израиля, не совсем точное, а настоящая менора выглядела совсем не так. Но, что произошло с настоящей золотой менорой – доподлинно неизвестно.

 

Некоторые считают, что присутствие оливковых ветвей на щите герба неслучайно и обусловлено еще задолго до того, как начало свою жизнь государство Израиль. По легенде во время возведения Второго храма пророку Захарию приснился вещий сон, в котором по обе стороны от меноры выросли чудесные оливковые деревья. Именно тогда-то и появился впервые образ семисвечного светильника, обрамленного ветками оливы. И этот образ был взят за основу для государственного герба Израиля при его создании.

 

Герб Израиля был принят в феврале 1949 года в результате объявленного конкурса, который проводился в 1948 году. В конкурсе на герб Израиля победителями стал проект братьев Шамиров, бывших жителей Латвии. При утверждении герба менора, как главный и центральный ее символ была принята всеми единогласно, но что касается других элементов герба Израиля, то их долго не могли отобрать, а потом и долго утвердить. Главный художник – Итамар Давид, который занимался проектом герба Израиля, принял решение включить в набросок проекта герба и некоторые другие символы иудаизма – плод граната и шофар. Но светские партийцы эти дополнительные символы не одобрили. Тогда за разработку проекта нового герба Израиля взялись другие художники – выходцы из Латвии братья Максим и Габриель Шамиро. В историю страны вошло мнение, что изобразить на гербе оливковые ветви предложил первый Президент Израиля Хаим Вайцман.

 

Текст израильского гимна – стихотворение «Тикватейну» («Наша надежда») – написано еврейским поэтом Нафтали Герц Имбер, который связан с историей становления Израиля как государства. Путешествуя по Балканам, он познакомился с англичанином сэром Лоуренсом Олифантом, который пригласил Имбера поехать с ним в Палестину – «создавать еврейское государство», предложив ему должность секретаря по еврейским вопросам. «Тикватейну» было опубликовано в 1886 году в первом сборнике стихотворений Нафтали Герца Имбера под названием «Утренняя звезда». Позднее стихотворение переименовали в «А-Тиква».

 

 

В текст гимна включена лишь первая строфа стихотворения Имбера, в которой он выразил неизбывную надежду еврейского народа на возрождение и возвращение на свою древнюю Родину. Эти вдохновенные слова выдержали проверку временем. Оставаясь неизменными, они звучат в «А-Тикве» вот уже более 120-ти лет.

Вторая строфа за годы существования гимна несколько раз корректировалась. В своем современном варианте она написана уже после провозглашения государства Израиль.

 

Стихотворению не суждено было бы стать гимном, если бы его гармонию не заметил и не подчеркнул музыкой один из жителей Ришон ле-Циона, Шмуэль Коэн (1870-1940), приехавший в 1878 г. из Молдавии. Он положил слова «Тикватейну» на мелодию молдавской песни «Повозка и бык»; в этом варианте песня широко распространилась по стране, и авторство ее было забыто. Мелодия «Атиквы» известна в Италии с XVI века под названием La Mantovana, или «Ballo di Mantova», позже она была известна в Испании как «Virgen de la Cueva», в Румынии как «Carul cu boi» и на Украине под названием «Катерина Кучерява». Ею же воспользовался композитор Б. Сметана в симфонической поэме «Ma Vlast» (эпизод «Die Moldau/Влтава»).

 

Однако Питер Граденвиц в книге «The Music of Israel» (1949) утверждает, что Коэн положил «Атикву» на мотив литургической композиции знаменитого кишинёвского кантора Нисн Белцера, что всё же не исключает молдавского происхождения мелодии.

 

Существует другое предположение по поводу происхождения мелодии израильского гимна. Эстерина Бальцан исследовала мелодию на протяжении 8 лет. В результате исследования она пришла к выводу о том, что мелодия Атиквы – это молитвенная песня о росе. Ее пели испанские евреи. Бежав из испанских земель, они частично осели в Италии, а дальше эта песня о росе ассимилировалась и превратилась в итальянскую.

 

Мелодия песни существовала в нескольких фольклорных вариантах. Образцовая оркестровка выполнена для Израильского филармонического оркестра в 1948 г. итальянским дирижером Б. Молинари; в Израиле используется также оркестровка П. Бен-Хаима. Мелодия «А-Тиквы» написана в минорном ключе, что, как правило, не характерно для государственных гимнов. Но сплав музыки со словами, которые для каждого еврея наполнены глубоким смыслом, с особой силой взывают к человеческой душе, рождая в ней высокие чувства, ощущение гордости за свой народ, осуществивший многовековую еврейскую мечту. После создания государства Израиль «Атиква» де-факто стала гимном Израиля. Однако официальный статус гимна за «Атиквой» был закреплён решением кнессета лишь 10 ноября 2004.

 

Так уж повелось, что каждую страну символизирует свой определенный представитель флоры и фауны, без чего немыслима самобытность и индивидуальность национальной культуры.

 

29 мая 2010 года национальным символом Израиля выбрана птица удод, о чем объявил на торжественной церемонии президент Шимон Перес. Избрание птицы в качестве национального символа проводилось под эгидой министерства просвещения и министерства экологии. В честь удода названо одно из подразделений Армии обороны Израиля – батальон "Духифат".

 

 

Растением-символом Израиля можно считать гранат либо оливковое дерево. История этих двух растений древняя, эти растения имеют необычайно важное символическое значение. В Танахе гранат называется в числе семи видов растений, ставших символами плодородия Эрец Исраэль. Плод много раз упоминается в Торе: когда израильтяне пришли в пустыню Син, они роптали на Моисея, что в ней нет ни воды, ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок. Мидраш утверждает, что число семечек граната равно 613-ти, что соответствует количеству Заповедей (мицвот). На протяжении веков гранат был популярным мотивом в еврейском декоративном искусстве.

 

Одним из особенных, самых важных деревьев Земли Израиля является оливковое дерево. Впервые оливковую ветвь, как символ мира, мы встречаем еще в древних писаниях. В Торе упоминается оливковая ветвь, которую принес Ноаху голубь после всемирного потопа, и это стало символом восстановления мира между Б-гом и человеком. Оливковый лист выражает тесную связь еврейского народа с этим деревом, а также трогательную связь молодого государства с тысячелетней историей народа, в которой оливковому дереву и всем его производным, в основном  маслу из его плодов, отведено почетное место.

 

Животным, символизирующим Израиль, является ханаанская собака. Согласно легенде, ханаанская собака сидела у трона Иезавели, жены Ахава, царя Израиля. Эта порода собак происходит от собак-парий – диких бродячих собак, обитавших в Северной Африке и на Ближнем Востоке. С давних пор предки современных ханаанских собак пасли скот и охраняли имущество. Селективное разведение ханаанской собаки началось в 30-е годы XX века. Ханаанскую собаку использовали в армии в качестве связного и собаки-спасателя. И до сих пор в Израиле эта собака пока еще существует в диком или полудиком состоянии и должна бороться за свое выживание.

 

 

Израильтяне гордятся символикой своей страны. Каждую весну в преддверии празднования Дня независимости на сотнях тысяч израильских автомобилей появляются бело-голубые флажки, а балконы городских квартир украшают флаги в натуральную величину. Наши соотечественники делают это вовсе не из показного патриотизма. Израильтяне – очень свободные и очень искренние люди. И если они поднимают на флагштоке рядом с домом или вывешивают у себя на балконе бело-голубой флаг, значит, они верят в настоящее и будущее Эрец Исраэль.

 

Материал подготовила Татьяна Аххо

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.