Моше Рабейну

Моше Рабейну
Количество просмотров 500 Количество комментариев 0

Наш учитель Моше (по-русски Моисей). Спаситель еврейского народа, выведший его из египетского рабства. Его родители, Амрам и Йохевед, происходили из колена Леви.

 Моше родился в Египте в царствование фараона, который усомнился в верности Египту потомков Йосифа и его братьев и отправил их на царские работы. Каторжный труд не сократил, однако, их численности, и фараон приказал топить в Ниле всех новорожденных младенцев-израильтян мужского пола. Матери Моше Йохевед удалось скрывать младенца у себя дома в течение трех месяцев (по другой версии – двух). Не имея более возможности прятать ребенка, она оставила его в корзине в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона Батья. Поняв, что перед ней один «из еврейских детей», она сжалилась над плачущим красивым младенцем и по совету сестры Моше Мирьям, издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу. Мирьям позвала Йохевед, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его. «И вырос младенец, и она привела его к дочери фараона, и он был у нее вместо сына».

Возмужав, Моше однажды пришел к евреям. Он был глубоко огорчён рабским положением народа. Увидев египтянина, бившего еврея, Моше убил его, а позднее пытался помирить ссорящихся между собой евреев. Фараон узнал об этом, и Моше, опасаясь за свою жизнь, бежал из Египта в землю Медиамскую.  Спасаясь от гнева фараона, Моисей бежал, где женился на дочери местного жреца Итро Циппоре, которая родила ему сыновей Гершома и Элиэзера. Долгие годы Моисей пас овец своего тестя в Синайской пустыне. Однажды Моше у горы Хорев, к подножью которой он привел свое стадо. Там Бог окликает Моше из горевшего, но не сгоравшего куста — открывает ему Свое имя и объявляет о Своем решении вызволить изнывающих от непосильного труда евреев из египетского рабства и привести их в землю Ханаанскую, «текущую молоком и медом».

Вначале Моше просит Фараона отпустить евреев только на три дня, для приношения жертвы Все-шнему. Но Фараон не только не отпустил, а еще более ужесточил работы для евреев, что и повлекло к десяти казням для египтян. Во время последней казни погибают все первенцы Египта, включая сына фараона. Лишь тогда владыка Египта не только соглашается отпустить евреев, но даже требует, чтобы они покинули страну немедленно.

Евреи покидают Египет 15 нисана. Фараон, однако, вскоре начинает жалеть, что отпустил израильтян, и выходит в погоню за ними. Войско фараона настигает евреев у Красного моря. Тогда Моше рассекает море своим посохом, и евреи переходят его посуху, но когда египтяне следуют за ними, Моше простирает руку над морем, и воды смыкаются над преследователями. С первых же дней скитания в безводной пустыне израильтяне подвергаются разным лишениям. Отсутствие питьевой воды и скудная пища вызывают ропот, и не раз дело доходит до открытого бунта против Моше и Аарона. Моше по повелению Бога совершить несколько чудес: опреснить горькую воду, высечь родник в скале, накормить народ манной небесной, а позднее мясом перепелов, стаи которых неожиданно покрывают пустыню. 

На этом же этапе странствования происходит первое военное столкновение с амалекитянами — народом, преградившим дорогу к горе Синай. В разразившейся битве евреи одерживают победу благодаря Моше, который своеобразно «командует боем», стоя на вершине горы и вознося руки к небу. Преодолев все препятствия, народ подходит к горе Синай, где Моше удостаивается откровения. Здесь Б-г открывается всему народу при трубных звуках в грандиозном зрелище огня, сопровождаемого громом и молниями. Он во всеуслышание оглашает десять заповедей, в которых объявляет Себя Единым Б-гом Израиля, запрещает поклонение каким-либо другим богам и дает сжатый и четко сформулированный кодекс этических норм.

Успокоив устрашенный народ, Моше вступает в туман, окутывающий гору, где получает от Бога подробный свод законов. Бог повторяет Свое обещание привести народ в Землю обетованную. Синайское откровение, дарование Торы. По возвращению Моше увидел, что народ сотворил себе идола Золотого Тельца, Моше, возмущенный грубым нарушением второй из Десяти заповедей («... не будет у тебя других богов помимо Меня; не делай себе изваяния и никакого изображения... не поклоняйся и не служи им»), в гневе разбивает врученные ему Б-гом скрижали, на которых эти заповеди записаны. В наказание за неискупимый грех Б-г готов уничтожить весь народ и сделать потомков Моше великим народом. Моше отвергает это предложение, заступается за евреев, и Б-г отменяет Свое решение. Моше вновь поднимается на гору, где по велению Б-га записывает слова на новых скрижалях.

Опасаясь филистимлянинами, осевших на юге прибрежной полосы Ханаана, Моше ведет народ кружным путем. Скитания по пустыне кажутся нескончаемыми, тяготы и лишения непреодолимыми, а Земля Обетованная недосягаемой. Ропот и подспудное недовольство не прекращаются и выливаются в открытый бунт против Моше и Аарона. Но и самые жестокие меры не могут успокоить народ. Взрывы негодования, недоверия и непослушания неоднократно повторяются. После сорокалетнего пребывания в пустыне народ приближается к Ханаану. Поколение освобожденных рабов вымерло. Моше, несмотря на свой возраст (сто двадцать лет), все еще полон сил («зрение его не притупилось, и свежесть его не истощилась). Тщетны все его мольбы и увещевания изменить уготованную ему участь и разрешить вступить в будущую Землю Израиля.

Моше умирает в «земле Моавитской» после того, как сам Бог показывает ему с горы Нево всю Землю Израиля, «никто не знает места погребения его даже до сего дня... И оплакивали его сыны Израиля... тридцать дней».

 Завоевание Ханаана возлагается на воспитанника Моше Иехошуа бин Нуна.

 

 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.