Еврейская мама Владимира Великого и родина сионистов: прогулка по штетлам Полесья - Ujew

Еврейская мама Владимира Великого и родина сионистов: прогулка по штетлам Полесья

Еврейская мама Владимира Великого и родина сионистов: прогулка по штетлам Полесья
Количество просмотров 1550 Количество комментариев 0

Сегодня мы заканчиваем наши трехдневные поиски следов идишкайта на Полесье. Увидеть удалось много, но еще больше, к сожалению, уже потеряно.

Первой остановкой станет интересное местечко Хорошев. Интересно оно как минимум тем, что за свою историю переменило 7 названий. Село впервые упоминается в 1545 году под названием Александрополь, названное владельцем Александром Пронским в честь себя любимого. С 1607 село года переходит в собственность литовских князей Сапегов. Они переименовали село в Хорошки, а со временем это название трансформировалось в Горошки. В 1617 году Горошки стали местечком.

После того, как эта территория вошла в состав Российской империи в результате третьего раздела Речи Посполитой, императрица Екатерина II подарила Горошки полководцу Михаилу Кутузову. Кутузов даже несколько раз сюда приезжал, в 1802-1805 годах. А в 1912 году, по случаю празднования юбилея победы в Отечественной войне 1812 года, Горошки переименовали в Кутузово.

В 1921 году Кутузово получает очередное имя, на этот раз – в честь коммуниста Володарского, и становится Володарском. В 1927 году к названию решили зачем-то добавить географическую, и поселок сталло 6 названий!о Володарск-Волынским.

В 2016 году Володарску-Волынскому вернули название, относительно близкое к исходному (точнее, второму) – Хорошев.

 

Бюст Кутузова в парке. Он здесь еще с двумя глазами.

 

Евреи жили в Хорошеве с 18 века. Занимались, как обычно, ремеслами и торговлей. Перепись 1897 года говорит о проживании в местечке 2018 евреев – около 63% всего населения.

В 1912 году здесь действовало еврейское ссудо-сберегательное товарищество, председателем был Ошер (Ушер) Кесельман.

В руках евреев сосредоточилась вся торговля: все 3 магазина аптекарских товаров, все 15 бакалейных лавок, все 6 галантерейных, все 7 скобяных, все 3 кожевенные, единственные мучная, хлебная, дровяная и табачная, все 10 мануфактурных, все 6 одежных, винный погреб, гастрономический магазин, 3 книжных, магазин писче-бумажных принадлежностей, 2 магазина швейных машин и даже 2 магазина граммофонов.

 

Типичный еврейский домик у дороги.

 

Евреями были оба врача земской больницы, ветеринар, зубной врач, владельцы аптеки, две из трех акушерок. Почти все предприятия также принадлежали евреям: 2 из 3 кожевенных заводов, все 3 лесных склада, мельница, оба сепаратора, слесарная мастерская, суконная фабрика, чугунно-литейный завод.

 

Выборка из справочника 1913 года по местечку Горошки.

 

После революции еврейская жизнь местечка стала затухать. Были закрыты хедеры, обе синагоги, разрушена миква. Через некоторое время микву отстроили заново, но ненадолго. Раввином местечка в 1920-х годах был Бенцион Фридман.

В 1926 году в бывшем штетле проживало 2068 евреев – более половины всего населения. В 1930-е годы уже Володарск-Волынский даже становился центром еврейского поселкового совета.

К началу немецкой оккупации в августе 1941 года в местечке было, кроме местных, много евреев-беженцев из западных регионов. Несколько недель немецкое армейское командование использовало евреев для рытья окопов и других принудительных работ.

А далее произошел удивительный случай. 20 августа один из офицеров вермахта через местную девушку предупредил, что утром солдаты покидают поселок, а их место займут части СС, которые уничтожат всех евреев. Также он сообщил, что в расположенном неподалеку селе Кропивна еще есть отряд Красной армии.

Утром немцы ушли. Трое евреев-добровольцев побежали в Кропивну, и вскоре вернулись в Володарск на грузовике в сопровождении красноармейцев. Детей, больных и стариков погрузили в машину, остальные несколько сотен человек группами вышли в сторону Кропивны. Все они затем смогли эвакуироваться на восток.

Но немецкому офицеру поверили не все. И оставшиеся в поселке 143 еврея в сентябре 1941 года были расстреляны.

После войны часть евреев вернулась в Володарск-Волынский. В 1989 году здесь еще проживало 76 евреев.

Сегодня в поселке городского типа Хорошев проживает 1 еврейка.

 

2 братские могилы евреев, убитых нацистами.

 

Следующая остановка – пгт. Черняхов. История этого местечка стандартна и не выделяется на фоне сотен аналогичных штетлов на территории Украины. Но после войны здесь произошла одна интересная история, о которой стоит знать.

Поселение Черняхов известно с 1545 года. По ревизии 1897 года «Черняховское еврейское общество» состояло из 1774 человек – чуть менее половины всех жителей местечка. При советской власти в 1930-е годы Черняхов также был центром еврейского поселкового совета.

 В августе-сентябре 1941 года нацистами и полицаями были расстреляны 568 евреев, которые находились к тому моменту в Черняхове. Двух девочек спас местный житель Николай Павличенко.

Во время оккупации крестьяне растащили мацевы со старого еврейского кладбища – традиционно использовать в качестве стройматериала. В 1946 году часть евреев вернулась в местечко с фронта и из эвакуации. Кладбище хотели восстановить, но никто не признавался, что брал плиты. Тогда священник из местной церкви заявил: пока не будут возвращены надгробия, ни одной службы в церкви не проведет. Через несколько дней мацевы вновь были на кладбище…

Сегодня в Черняхове проживает несколько евреев, действует еврейская община.

 

Восстановленные памятники на кладбище Черняхова.

 

Один из крупнейших населенных пунктов регионаКоростень. Древний город Искоростень впервые упоминается в Повести временных лет под 945 годом как центр славянского племени древлян. Восстание древлян под руководством князя Мала вошло во все учебники истории. Причиной послужила жадность киевского князя Игоря, который захотел собрать с вассальных земель дань больше обычного размера. Налоговый кодекс в те времена регулировался необычайно просто: захотел князь увеличить налог – и увеличил. Но и обратная реакция населения не ограничивалась палатками под стенами княжеского дворца. Возмущенные налогоплательщики привязали князя за ноги к верхушкам деревьев и запустили в космос, по частям. Закончилось все тем, что жена Игоря, княгиня Ольга, город Искоростень сожгла, вырезав большинство жителей. После этого территория города вошла в состав Киевского княжества.

Что же касается евреев, то тут начинается самое интересное. Первое упоминание о них относится к 965 году – спустя 20 лет после неудачного восстания. И некоторые «историки», которые не могут жить без всемирного масонского заговора, пытаются приписать древлянскому князю иудейское происхождение. Но и ладно бы с ним, Малом. Князь-повстанец больше ничем в истории не отметился, и даже судьба его неясна. Вероятно, погиб во время осады. Куда более известна его дочь Малуша – Ольга выдала ее замуж за своего сына, киевского князя Святослава. Так вот, некоторые особо рьяные адепты ведических культов доказывают, что имя Малуша – «русифицированный» вариант еврейского имени Малка. И сын ее, соответственно, тоже еврей. Тот самый Владимир Великий, крестивший Русь…

 

Князь Мал. Типичный еврей, только кипа железная.

 

В 1649 году во время восстания Хмельницкого Искоростень захватили казаки, и еврейская община была полностью уничтожена. Возродилась она только в 18 веке.

В 1793 году Искоростень стал местечком Овручского уезда Волынской губернии в составе Российской империи. В 1897 году из 2626 жителей Искоростеня 1266 были евреями –  48,2%. Действовали 2 синагоги.

В 1913 году евреям принадлежало 60 бакалейных лавок, 12 галантерейных, 20 мануфактурных, 11 мясных, 6 скобяных, 3 посудные и другие. Евреями были все трое зубных врачей и фотограф. В местечке было 6 гостиниц, ими также владели евреи. В 1914 году зарегистрировано уже 6 синагог.

В 1917 году местечко было переименовано в Коростень. Следующие 2 года принесли множество несчастий еврейской общине, как и большинству общин в десятках местечек. В феврале 1918 года войска Центральной Рады устроили погром, а через месяц погром повторили выбившие петлюровцев красноармейцы. В июне 1919 года очередной погром учинила банда атамана Соколовского.

12 февраля 1918 года произошел интересный эпизод: Коростень стал столицей Украинской Народной Республики, и был ей… целый день! Во время отступления из Киева в штабном вагоне Директории УНР утвердили государственный герб Украины – трезубец. А поскольку такое серьезное мероприятие можно проводить только в столице, Коростеню на сутки и был присвоен высокий статус.

В советское время религиозная жизнь стала затихать, хотя в 1920-е годы власть еще поощряла еврейскую самоидентификацию. В поселке действовали 2 еврейских клуба, 5 хат-читален на идише, 4 еврейские библиотеки, 5 еврейских отделов при общих библиотеках, 15 еврейских молодежных кружков. До 1925 года функционировали несколько сионистских организаций.

В 1925 году 424 человека из Коростеня на волне новой политики решили, что поговорка «где вы видели еврея с лопатой?»  –  не про них, и отправились искать счастья в сельскохозяйственном труде. В Херсонском округе ими были организованы 7 еврейских земледельческих коллективов: «Червоный хлебороб», «Ройтер Поер», «Новый быт», им. Раковского, «Нае Лебн», «Красный труженик», им. Ушера Шварцмана. Существенную поддержку им оказывал «Агро-Джойнт».

В 1926 году Коростень стал городом. К этому моменту евреи составляли чуть больше половины его населения – 6089 человек. В этом же году здесь состоялось событие, значительное не только по местным меркам, но и в масштабах всего Советского Союза. По инициативе овручского раввина Ш.Кипниса в городе прошла Раввинская конференция, ставшая последним подобным мероприятием в СССР. Изначально заявленная как местная, для раввинов Житомирского, Коростеньского и Шепетовского округов, она собрала 50 участников из этих регионов. Кроме них, на конференции присутствовали еще 23 раввина из разных городов Союза, и даже из Польши. На конференции было принято решение о взаимодействии еврейских общин для борьбы с ассимиляцией, также обсуждался вопрос о строительстве микв. Был избран исполнительный комитет, который к своим функциям, однако, даже не приступил: сразу после конференции Кипниса арестовали, начались преследования и других активистов. И, хотя арестованных вскоре отпустили, деятельность комитет была парализована.

В 1929 году в подпольных хедерах училось 80 детей, раввином в городе был приехавший из Киева Хаим Матусов.

 

Раввинская конференция в Коростене, 1926 год.

Огель раввина Коростеня Иегошуа Хаима Матусова.

 

В 1939 году в Коростене проживал 10 991 еврей - 35,7% всего населения. Перед оккупацией большинство евреев смогло эвакуироваться, в городе осталось около 1,5 тыс. евреев.

8 августа 1941 года город оккупировали части вермахта. Было создано открытое гетто, занимавшее одну улицу. В течение 3 недель в ходе трех акций был расстрелян 451 еврей. Украинские полицаи сгоняли евреев в здание школы №5, откуда их вывозили на расстрел за город.

10 сентября 1941 года были расстреляны оставшиеся евреи – около тысячи человек.

В 1943 году в Житомирской области располагались также венгерские воинские части, к которым в качестве рабочих были приданы евреи из Венгрии и Закарпатья. Среди них началась эпидемия тифа. В 9 км от Коростеня, в с.Купище, оккупанты устроили подобие госпиталя, в который заболевших свозили фактически умирать. 29 апреля 1943 года немцы подожгли один из бараков, пытавшихся выбраться расстреливали из автоматов. Было убито около 600 человек. Нескольким удалось вырваться, и информация об инциденте дошла до министра обороны Венгрии В.Наги. Он приказал провести расследование и наказать виновных. Выехавшая на место комиссия пришла к выводу, что пожар произошел из-за евреев, которые курили в бараке...

 

Братская могила евреев, убитых нацистами.

 

После 1945 года часть евреев вернулась в Коростень, была открыта синагога. В конце 1950-х годов действовало несколько миньянов в частных домах.

В 1957 году во время усиления антирелигиозной кампании синагога была закрыта. В 1970 году здесь проживало около 6200 евреев. Вплоть до середины 1980-х в одном из домов еще собирался нелегальный миньян, имелся шойхет.

В 1989 году еврейская общественная жизнь в Коростене стала возрождаться, хотя большинство евреев к этому времени уже выехали из СССР. Было создано Общество еврейской культуры, в 1994 начала работать еврейская школа, в 1995 вновь открылась синагога. При синагоге действует небольшая ешива, есть миква и хостел. Синагога вообще очень интересная. Особенно порадовали росписи стен: вместо привычных для еврейской Украины портретов деятелей Хабада на стенах красуются изображения Сатмарских раввинов. Сатмар – самое антиизраильски настроенное хасидское течение, но это совершенно не мешает прихожанам коростеньской синагоги молиться по сионистским сиддурам «Шаарей тфила» («Врата молитвы»)

 

Синагога в Коростене.

Настенная живопись коростеньской синагоги.

 

Последний на сегодня населенный пункт – Коростышев. Первое письменное упоминание о Коростышеве относится к 1499 году, когда городок входил в состав Великого Княжества Литовского. Магдебургское право город получил с 1779 года.

После второго раздела Польши в 1793 году вошел в состав Российской империи и стал волостным центром Радомысльского уезда Волынской губернии.

Евреи жили в Коростышеве с 16 века. На идиш название местечка звучало как Коршев. В документах 1602 года уже упоминается синагога. В 1765 году в Коростышеве проживало 316 евреев.

Во 2-й половине 18 века Коростышев стал популярным хасидским центром: здесь поселился рабби Меир, ученик одного из крупнейших проповедников хасидизма на Волыни Зеева-Вольфа из Житомира.

 

Рыночная площадь в Коростышеве. Фото экспедиции Ан-ского, 1912

 

В начале 19 века в местечке основал хасидскую династию рабби Моше Тверской. После его смерти династию продолжил сын Мордхе, затем - внуки Менахем Нохум Йосеф Бенцион и Ицхок Авром Моше.

На восстановленной символической мацеве указывается такая родословная рабби Моше из Коростышева: сын рабби Мордехая, маггида из Чернобыля, и внук рабби Аарона Великого из Карлина. Поскольку чернобыльский маггид Мордехай Тверской был сыном известнейшего цадика Менахема-Нахума, то рабби Моше приходится Менахему-Нахуму внуком по отцовской линии. Получается, что указанный на мацеве рабби Аарон из Карлина – дед рабби Моше по материнской линии. Интересно, почему на памятнике решили упомянуть именно этого деда и умолчать о втором, ведь Менахем-Нахум, основатель Чернобыльской династии, никак не менее примечательная личность.

 

Бывшее кладбище сегодня - чей-то двор. На нем установлена символическая мацева рабби Моше из Коростышева.

 

В 1852 году в местечке проживало 2800 евреев, к 1897 численность еврейского населения Коростышева составила 4160 человек – 52,9% всего населения. В 1885 году было зарегистрировано уже 3 синагоги. С 1892 года раввином в местечке был Шрага Городецкий, в 1900-х годах – Менахем Бялик.

 

Амуд в синагоге Коростышева.

 

В 1912 году в Коростышеве открылось еврейское ссудо-сберегательное товарищество. В 1914 году здесь действовало 6 синагог, раввином был Арон-Сруль Беркович Ратнер. Работала еврейская больница, ее главврач Яков Гершенгорн по совместительству числился и врачом земской лечебницы. Евреям принадлежали единственная аптека, все 5 магазинов аптечных товаров, 22 из 24 бакалейных лавок, 8 из 9 галантерейных, 17 мануфактурных, все 12 мучных, все 5 лавок жестяно-скобяных товаров, все 3 лесных склада, единственный магазин писчебумажных принадлежностей, обе паркетные мастерские, 3 из 6 суконных фабрик, смоляной завод.

 

Открытка начала ХХ века, на которой изображен бывший дом раввина.

 

В конце 1918 года в Коростышеве произошел погром, устроенный войсками Директории УНР. В феврале 1919 года погром устроила банда Соколовского.

После установления Советской власти в Коростышеве был создан еврейский национальный поселковый совет. Действовали школы с преподаванием на идиш, которые были закрыты в 1930-х годах.

В 1925 году евреи из Коростышева организованы в Херсонском округе 4 колхоза: им. Володарского, им. Винчевского, им. Леккерта и «Возрождение». В самом Коростышеве также евреями была создана земледельческая коммуна им. Володарского.

По состоянию на 1926 год здесь проживало 3017 евреев - 37,3% всего населения.

В 1938 году Коростышев получил статус города.

 

Свидетельство о рождении со штампом коростышевского поселкового совета на идиш, 1935 год. Фото В.Буряка

 

9 июля 1941 года местечко заняли части вермахта. Небольшая часть евреев успела эвакуироваться, остальные были заключены в открытое гетто. Еще до создания гетто нацисты расстреляли 40 евреев «за саботаж, шпионаж и грабежи».

В августе 1941 года были расстреляны все евреи-мужчины, а в сентябре – оставшиеся евреи Коростышева, в т.ч. 20 человек из села Студеница.

 

Основное место расстрела в лесу за городом. Фото В.Буряка

 

После 1945 года часть евреев вернулась в Коростышев. В 1946 году была вновь открыта синагога. Раввином был Мордке Лейбович Гольдштейн, кантором – Шая Борухович Горнштейн, шойхетом – Арон Моисеевич Король, он же был моэлем. В 1953 году Король был арестован по обвинению в «установлении контакта с американской еврейской организацией».

В 1980-1990-х годах большинство евреев выехало в Израиль и другие страны.

 

В этом доме была послевоенная синагога, закрытая в конце 1950-х. Фото В.Буряка

 

Из Коростышева родом несколько известных личностей:

Пинхас Дашевский, активист сионистского движения. После Кишиневского погрома 1903 года неудачно пытался заколоть ножом одного из его организаторов П.Крушевана. Был осужден на 5 лет, в 1906 досрочно освобожден без восстановления в правах. В 1933 году Дашевский был арестован как сионист и погиб в тюрьме.

Самым известным уроженцем местечка, бесспорно, является поэт и переводчик Давид Гофштейн, один из создателей советской поэзии на идиш. Был членом Еврейского антифашистского комитета. Переводил на идиш русскую, украинскую, грузинскую классическую и советскую поэзию. В 1952 году арестован и расстрелян вместе со многими другими видными деятелями еврейской культуры.

 

Барельеф Давида Гофштейна, установленный на стене «писательского дома» в Киеве

 

В статье использовались материалы:

Российская Еврейская Энциклопедия;

Справочник «Весь Юго-Западный край», 1913 г.

Еврейская энциклопедия Брокгацза и Ефрона;

Илья Альтман. «Холокост на территории СССР. Энциклопедия».

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.