Тора и наука - конфликт? - Ujew

Тора и наука - конфликт?

Тора и наука - конфликт?
Количество просмотров 697 Количество комментариев 0

Дни Хануки посвящены противостоянию евреев и греков. На уровне мировоззрения это противостояние, как мне кажется, особенно остро проявляется в конфликте между Торой и наукой.

Многие пытаются доказать, что никакого конфликта нет, показывая нам упоминание в Талмуде некоторых фактов, которые, вроде, и науке-то стали известны только недавно, или приводя примеры учёных, которые верят в Б-га и следуют нормам религии.

А мне обидно. Вдумайтесь – в этих рассуждениях наука неявно принимается за безусловный эталон, а Тору оправдывают тем, что она, вроде, тоже не очень от неё отстала.

Мне же кажется, что всё совершенно не так. Слава Б-гу, обладая определённым опытом и в науке, и в Торе, я знаю – противостояние есть.

Скорее, было. В те времена, когда наука представлялась как методология Знания. Сегодня же такого подхода почти не найти – в большинстве случаев, когда говорят о науке, имеют в виду то, что раньше назвали бы технологией, то есть методологией получения результатов. А в этой области наука, конечно же, очевидный эталон, хотя мы и знаем, что и Тора может дать неплохие результаты. Не зря говорят о силе молитвы (особенно на могилах праведников), изучения Талмуда, или Хасидута, или Зоара (особенно, если этому изучению посвящается вся жизнь), мистической силе благословений и т.п. Серьёзно, я сам нередко видел поразительные случаи и, в частности, очень рад, что успел получить для своих детей благословение у рава Ицхака Зильбера.

Дав еврейскому народу Тору, Всевышний несколько раз обращается к нам с призывом והגית בה יומם ולילה, неточным переводом которого является «и учи её днём и ночью». Однако же, להגות на иврите отнюдь не означает «учить», а «днём и ночью» это ביום ובלילה – совсем не то, что написано в оригинале. Правильней объяснить так:

להגות обозначает процесс формирования мысли, отсюда и יוןהג – что-то среднее между риторикой и логикой, облачение мысли в конкретную форму.

יומם ולילה обозначают два очень интересных и глубоких понятия. Начнём со слова יום, то есть «день», «дневное время суток». Чем характеризуется день? Если это время, когда светит солнце, каков же смысл первых дней Творения, когда и солнца-то на месте ещё не было, в особенности, если заметить, что речь там идёт о днях Вс-шнего, Который не привязан к какой-либо точке нашего мира, а время, как мы знаем, зависит от системы отсчёта.

Мне кажется, что слово יום в иврите происходит от того же корня, что и слово הום, הומם, обозначающего «деятельность», «активность». Это и характеризует день как время активной человеческой деятельности. В этом и смысл первых дней Творения, каждый из которых был, как известно, этапом Б-жественного созидания.

Ночь же, наоборот, является временем бездействия. Сегодня такого состояния у большинства людей почти не осталось. Работают много, за полночь, а когда, наконец, вырываются из круговерти собственной деятельности, сразу же погружаются в действо, навязанное телевизором, газетами, телефоном…

Наверное, только Шабат, еврейская Суббота, с её запретом созидательной деятельности и многими другими, кажущимися нерациональными, ограничениями может помочь человеку вырваться из плена деятельности. И тогда его мысль может вдруг устремиться ввысь, он задумается о смысле жизни, строении Мира, роли в нём человека…

Таковы два типа мышления, присущие человеку, одно созидательное, с атрибутами дня, другое о тайнах Мироздания, с атрибутами ночи. И Б-г призывает нас использовать Тору в обоих: как в поиске пути для достижения результата, так и в поиске Знания о природе Мироздания – והגית בה יומם ולילה. Эти два аспекта Торы представлены, соответственно, двумя важными предметами в нашем Храме: Менорой и Ковчегом Завета, но это требует отдельной статьи.

Читайте также: ТОП-5 религиозных мифов

В области созидания можно представить себе ситуацию, к сожалению, пока теоретическую, когда Тора и наука уживутся бок о бок: Тора будет определять человечеству цели, а наука искать средства для их достижения. В области же методологии Знания, как мне кажется, конфликт неизбежен. Давайте попробуем изучить эту ситуацию на примере интересного отрывка из Талмуда, где наши мудрецы спорят с учёными (того времени) о движении Солнца вокруг Земли.

Мудрецы Израиля говорят: днём солнце проходит под небесным сводом, а ночью – над ним, мудрецы других народов говорят: днём солнце проходит под небесным сводом, а ночью – под землёй.

Спор этот произошёл ещё до того, как человечеству стали известны законы Ньютона, говорящие о том, что уравнения движения системы тел удобнее всего записывать в системе отсчёта, связанной с центром масс этой системы.

Поскольку масса Солнца неизмеримо выше, чем масса планет, центр масс Солнечной системы практически совпадает с центром Солнца. И поэтому, с точки зрения современной физики, если не предполагать наличие постоянной внешней силы (как обязывает нас здравый смысл), Земля вращается вокруг Солнца. Однако же, вышеупомянутый спор был не об этом.

Эмпирических данных о движении Солнца после того, как оно уходит за горизонт, в те времена, по-видимому, не было. Поэтому спор зародился на основании некоторых дополнительных предположений. Точку зрения учёных понять легко: если бы мы видели автомобиль, который, проезжая, скрывается за горой, а потом выезжает с другой её стороны, мы бы, естественно, предположили, что он попросту продолжал всё время двигаться вперёд, и никому бы не пришло в голову даже заподозрить, что он в это время развернулся и незаметно проехал за нашей спиной. Это даже не физика – просто здравый смысл.

Но на чём же основывается точка зрения наших мудрецов? И как согласовать её с видимой реальностью?

Часто наши мудрецы говорят о духовных понятиях, ассоциируя их с известными нам объектами физического мира. Важно понять, что это не просто дидактический приём, а таково строение Мироздания: духовные миры связаны с физическим, и каждая духовная сущность проявляется в каком-либо реальном объекте. И поэтому знакомый нам материальный мир называется в святых книгах миром одежд. И так же, как по форме одежды можно судить о форме тела, так, всматриваясь в конкретные материальные объекты, можно получить представление о духовных мирах.

Часто встречаются у мудрецов две важные метафоры – море и суша. Например, они говорят о Вселенной как об участке суши, окружённом морем.

Главный атрибут моря – это, конечно же, волны. Они создают впечатление стихии и хаоса. Однако, если присмотреться, есть у них интересное свойство: каждая из них существует, в определённой степени, отдельно. Волна, идущая с севера на юг, может пройти сквозь волну, идущую с запада на восток, практически не изменившись. Такова и природа многих духовных объектов. Различные точки зрения могут сосуществовать, зачастую противореча друг другу, – те, кто учит Талмуд, хорошо это знают.

Суша – это место, где живут люди, действуют и строят. Она обладает противоположной морю природой: каждый объект здесь определён и конкретен. В сфере практических законов невозможно противоречие. Те, кто учил Галаху (еврейский закон), хорошо это знают.

Поэтому Мироздание и уподобляется суше материального мира, окружённой морем духовных миров и понятий. Но это ещё не всё.

Талмуд в трактате Хагига (14 б) говорит так: Раби Акива говорил входящим в Сад (на иврите – פרדס), то есть людям, стремящимся проникнуть в тайны Мироздания):

Когда вы дойдёте до мрамора, прозрачного, как чистая вода, будьте осторожны, чтобы не назвать его водой, ибо сказано: «Говорящий ложь не пребудет перед очами Моими».

Читайте также: Действительно ли ученые – люди объективные?

Камни мрамора являются одним из самых таинственных объектов эзотерического Иудаизма(Кабалы), но, по-простому, можно понять так: привыкнув плавать в море духовных понятий, человек может, к сожалению, подумать, что нет «наверху» ничего определённого. Это, конечно же, не так. Создавая мир, Всевышний имел вполне конкретные цели и желания. Эти духовные начала обладают прочностью мрамора и прозрачностью воды. В этом ошибаться нельзя.

Евреи любят Б-га. Для нас суша обыденной жизни является точкой опоры для прыжка в море духовных идей и суждений. Переплыв это море, можно оказаться и у заветных мраморных камней, понять, что хочет Б-г от человека, не только «как», но и «зачем» Он создал мир.

Теперь вернёмся к вопросу о Солнце. Какова его роль в физическом мире? Давать свет, энергию и способность жить и творить человеку и всему живому на Земле. Чему соответствует это в духовных мирах? Мы знаем, что ультимативным источником силы жизни является Б-г. Солнце же служит посредником, получая от Него духовную энергию и проводя её нам. Такие взаимоотношения дающего и принимающего, когда и принимающий не движим эгоистическим желанием насытиться, а использует полученное во имя общей цели, образуют самую сильную связь. Например, крепость семьи будет гарантирована, если и муж, и жена зададутся целью помочь друг другу в достижении общих целей – создании еврейского Дома, воспитании детей, собственном духовном росте.

Поэтому нашим мудрецам было очевидно, что Солнце тоже стремится к Б-гу. И если во время дня оно занято своей миссией здесь, то уж ночью-то наверняка возвращается наверх.

К сожалению, реальный мир оказался построенным иначе: люди живут с обеих сторон земного шара и Солнце занято в нашем мире непрерывно. Возвращаясь к образам моря и суши, волна идеи о стремлении Солнца к Творцу не смогла преодолеть прибрежную полосу конкретной имплементации.

Мир называется на иврите עולם, от слова העלם – сокрытие. Потому что Б-жественный свет в нём сокрыт. Часто бывает, что хорошая и правильная идея не воплощена в Мироздании «явно» по независящим от неё причинам. И тут начинается конфликт Торы и науки, евреев и греков. Что есть Мироздание – Идея или её воплощение?

Мидраш Берейшит Раба рассказывает, что при создании мира Всевышний взял Правду и бросил её на землю. Сказали Ему ангелы: «Владыка мира, испортил Ты украшение Своё!». И ответил Он им: «Я хочу, чтобы Правда поднялась, возросла из Земли!».

Задача Торы и еврейского народа – раскрыть человечеству Истину, показать, что в мире есть Б-г, провести Б-жественный свет. Поэтому нас всегда будет привлекать Идея. А наука, по сути своей, направлена на изучение Имплементации, иногда даже явно отрицая наличие какой-либо Идеи. Я слышал от приличных и мыслящих людей, что Аристотель, стремившийся понять Порядок вещей в Природе, только затормозил развитие науки. Конечно же, если бы люди всегда интересовались только тем, как всё устроено, и не теряли бы время на поиски метафизических причин, строение и атома и человеческого тела мы бы изучили скорее. Гораздо раньше научились бы лечить многие болезни, скорее построили бы атомную бомбу… науке-то всё равно – главное результат.

Но мы, рассуждая о Мироздании, верим, что в конечном итоге, Б-жественная Идея преодолеет непрозрачность этого мира и осветит Человека. И символ этому – Ханука. Со светом её маленьких свечей, пронизывающим толщь зимней ночи, с её воспоминанием о том, как слабые победили сильных, немногочисленные – большую армию, Праведность победила Зло. С Б-жьей помощью.

 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.