Кошерна ли электрическая ханукия? - Ujew

Кошерна ли электрическая ханукия?

Кошерна ли электрическая ханукия?
Количество просмотров 706 Количество комментариев 0

Во многих городах на площади зажигают большие общинные ханукии. Естественно, они электрически. Являются ли они кошерными?

Этот вопрос неоднократно обсуждался нашими мудрецами. На первый взгляд, ситуация проста: Талмуд в трактате Шабат (21 а) говорит, что все масла и фитили, включая те, которые нельзя использовать для субботних свечей, кошерны для зажигания в Хануку. Рамбам в законах Хануки 4:6 указывает: все масла и фитили кошерны для Хануки, даже те, которые неравномерно покрывают фитиль и не горят ровно.

С Рамбамом согласны Шульхан Арух и Бааль аТурим. Однако зажигание электрической лампы более проблематично с точки зрения выполнения заповеди зажигания ханукальных свечей, чем масло, которое плохо горит.

Во-первых, заповедь состоит, по существу, в действии зажигания, высекания искры, пламя от которой охватывает фитиль и дает свет. В электрической лампе (как лампе накаливания, так и люминесцентной) действие человека, нажимающего на выключатель, является грама – косвенной причиной появления света, но не более. Непосредственно же свет появляется благодаря работе электростанции, которая в любой момент может прекратить подачу электроэнергии. Таким образом, сложно доказать, что свет здесь – элемент прославления чуда, который еврей зажег именно для этой цели.

Однако есть мнение рава Цви Песаха Франка, который писал, что выполнение заповеди с помощью грамы — допустимо. (Сам рав Франк тоже не разрешал зажигать электрическуюханукию, но по другой причине – т.к. у электрической ханукии нет фитиля и масла и она не сходна с Менорой – см. ниже) .

Еще одна причина, связанная с предыдущей, из-за которой не разрешают зажигать электрическую свечу в ханукие: условие выполнения заповеди – шиур, количество масла на момент зажигания ханукии, позволяющее свече гореть нужный промежуток времени, «пока не исчезнут последние прохожие на рынке» (при отсутствии электрического света прохожие возвращались домой при остатках дневного освещения, это время мудрецы считают равным минимум 30 минут). Поскольку электрическая лампа горит до тех пор, пока ее не выключают, а шиур определяет фактически электростанция, то нет возможности признать такое выполнение заповеди достаточным.

Самый главный аргумент приводит р.Овадья Йосеф от имени рабейну Зархии аЛеви, Бааль а Маор, написавшего книгу «Маор аГадоль». Он говорит следующее: причина, по которой запрещено пользоваться светом ханукальных свечей в том, что их зажигают в память о чуде, произошедшем в Храме с Менорой, храмовым светильником, в котором горело масло 8 дней вместо одного дня. Поэтому следует запретить использовать свет ханукальных свечей – так же, как нельзя было пользоваться светом Меноры. Также считают и другие мудрецы, Рашба и Ран. Электрическая лампа не имеет фитиля, и горит в нем не масло, в ней нет сходства с Менорой, значит, она не подходит и для ханукального светильника.

Однако, несмотря на приведенные ваше причины, есть небольшое число галахических авторитетов (р.Ицхак Шмелким, автор «Бейт Ицхак», р. Яков Моше Толедано, автор «Ям аГадоль» и некоторые другие законоучителя), которые считали, что если зажигание было сделано так, что заметно, что это было сделано исключительно в честь чуда, то можно выполнить заповедь и с помощью электричества.

Поэтому, практически по большинству мнений, мы обязаны зажечь свечи или масляные светильники, однако если никакой другой возможности выполнить заповедь нет, тогда в крайнем случае можно положиться на облегчающее мнение и зажечь электрическую лампу, но так, чтобы было заметно, что она зажжена не для освещения – в необычном месте, или ниже, чем обычно.

Благословение при этом не произносится, так как по всем мнениям наше действие на может считаться зажиганием, а в благословении мы говорим именно о зажигании свечей хануки. Если благословение было произнесено, то это – браха леватала (недопустимое бессмысленное благословение) по всем мнениям. Если после зажигания лампы появилась возможность зажечь свечу, то это обязательно нужно сделать с благословением.

Если электрическую ханукию зажигают в синагоге, то и на такое зажигание также нельзя говорить браху. Обычай зажигать ханукию в синагоге объясняет Риваш: ни один из прихожан не выполняет заповедь Хануки при зажигании свечей в синагоге, обычай же зажигать связан с тем, что мы сегодня выполняем постановление мудрецов не полностью, зажигая свечи не на улице, как это было установлено, а в доме из-за опасности антисемитизма, поэтому Пирсум аНэс (декларация чуда), который мы делаем, не полон.

Поэтому мы зажигаем ханукию в синагоге как идур мицва («украшение заповеди»). Однако при зажигании электрической ханукии не происходит Пирсум аНэс беидур, и на него нельзя произнести благословение.

Точно также, человек, не имевший возможности зажечь ханукию сам, может обычно произнести браху «аль аНисим» (за чудеса) при виде свечей ханукии, зажженной другим евреем, однако при виде электрической ханукии при входе в синагогу или на крыше автомобиля такую браху говорить нельзя.

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.