История войны от Авраама до Нетаньягу: войска и оружие в еврейских руках - Ujew

История войны от Авраама до Нетаньягу: войска и оружие в еврейских руках

История войны от Авраама до Нетаньягу: войска и оружие в еврейских руках
Количество просмотров 991 Количество комментариев 0

Вся история Израиля представляет собой историю постоянных боевых действий по защите с трудом завоеванных территорий. Тора запрещает первым вступать в конфликты и провоцировать их, но, тем не менее, надеясь на защиту Вс-шнего, необходимо и самому предусмотреть варианты защиты и спасения ситуации.  

От Авраама до Моше

До завоевания Ханаана, в эпоху родового или кланового строя набор солдат для защиты территории производился главой рода или клана. Типичный пример: Авраам, услышав о пленении Лота, наскоро вооружил своих молодых домочадцев и во главе подобной армии бросился в погоню за похитителями.

В период пребывания евреев в египетском рабстве у них не могло быть собственной армии. Однако не исключено, что уже во времена поселения евреев в Египте у них были определённые военные формирования. Многие исследователи связывают евреев с племенами хапиру и гиксосов, известных своим искусством ведения боев.

О силе евреев в Египте говорит также тот факт, что фараон опасается – а вдруг евреи станут сильнее египтян? Тора говорит нам, что при выходе из Египта у многих евреев было при себе до пяти видов оружия.

Падение Иерихона

Во времена захвата Иегошуа бен Нуном земли Ханаана, вооружение еврейской армии оставалась таким же, как во времена Моше Рабейну. Это была лёгкая пехота, которой противостояли армии хананейских царей на колесницах. Для нейтрализации действия колесниц, Иегошуа бен Нун применял тактику уклонения от боя в скалистой и труднопроходимой местности.

При завоевании Ханаана армия Иегошуа должна была захватить одно из самых мощных укреплений – крепость Иерихон, чтобы открыть себе дальнейший путь в страну. Главную роль в падении крепости сыграли военные технологии древности. Доктор Брайен Вуд из  университета Торонто изучал артефакты, добытые при раскопках Иерихона. По мнению ученых-археологов, Иерихон во времена Навина действительно имел высокие и прочные стены, которые обрушились в один момент. Существуют две версии падения этого города. Согласно первой версии, евреи смогли подвести скрытные подкопы в специальные точки, которые нарушили баланс почвы, что и повлекло за собой обрушение стен. Трубные гласы, возможно, способствовали координации действий еврейских саперов. Уже потом коэны в войсках Иегошуа придали событию нужную религиозно-политическую окраску. Более фантастической кажется версия, по которой стены Иерихона обрушились из-за точного резонансного воздействия звуковых волн. Многочисленные толпы воинов, стоявших на холмах вокруг крепости, издавали в унисон крики, которые вызывали резонанс звука с частотой высоких стен.

 

 

Эпоха Судей

В эпоху судей еврейская армия, с одной стороны, была лучше вооружена (но всё ещё хуже, чем хананеи и филистимляне), однако в целом стала слабее, так как еврейский народ разделился на колена. Содержание армии являлось обязанностью каждого отдельного колена, соответственно числу выставленных им людей. Заботиться о содержании армии должны были особые фуражиры, которые избирались в количестве одного на десять солдат. В древних текстах имеются указания на характерные особенности в военном строе некоторых колен. Колено Биньямина, например, поставляло легковооружённых стрелков, которые отличались такой меткостью, что без особого труда попадали даже в волос; напротив, колена Иуды, колено Гада и колено Нафтали выставляли тяжеловооруженных солдат, причём излюбленным оружием людей колен Гада и Иуды являлась короткая пика, солдаты же колена Нафтали предпочитали копьё.

Эпоха Израильского царства.

У царя Шауля была постоянная армия в 3 тысячи человек, которая позднее стала ядром большой регулярной армии. До царствования Давида израильская армия состояла исключительно из пехоты. Пехота израильтян делилась на 4 рода войск: лучники (дорхей кешет, ношкей кешет), пращники (каллаим), копейщики (орхей цинна ва-ромах) и подсобные бойцы. Копейщики – ударные силы войска – прикрывались щитами прямоугольной, круглой или изогнутой формы с закругленным верхом; лучники и пращники не имели щитов, но к их отрядам были прикреплены специальные щитоносцы. Конница (парашим) принимала участие в сражении только на ровной местности и была вооружена луками или копьями. Конница действовала самостоятельно или как подвижная охрана для колесниц.

 

Реконструкция пращи времен царя Давида

 

С помощью большой и сильной конницей во времена единого Израильского царства еврейская армия становится на время сильнейшей в регионе. Войска и в эпоху царей делилось на отряды по 1000, 100, 50 и 10 человек. Характер еврейской армии, как он сложился во времена царствования Давида и Соломона, остается неизменным или подвергается незначительным переменам в эпоху последующих царей.

Эпоха Иудейского царства. Во время Маккавейской войны постоянная армии исчезает, она набирается из волонтеров. Регулярная армия создается лишь после успокоения страны после хасмонейских войн, с воцарением Шимона Хасмонея; последний платил солдатам из собственных средств. Еврейская армия окончательно уничтожается в период Иудейской войны в результате падения Иудейского государства и взятия Иерусалима Титом. Правда, евреи и позже поднимали восстания – в Войне Квиета, в Восстании Бар-Кохбы, но речь идёт не о профессиональной армии, а об отрядах мятежников.

Оружие и евреи

Меч в Иудее могли носить преимущественно только граждане Рима. У иудеев в редких случаях использовалось национальное холодное оружие похожее на короткий меч или кинжал, которое называлось сика. Владение сикой было нарушением римских законов. От названия этого оружия произошло и название «сикарий» – именно так именовали иудеев–заговорщиков, которые боролись против римского владычества в I в. н.э.

Только при Давиде у евреев в гражданской жизни появляются колесницы, но это еще не были военные колесницы. Колесница (меркава) использовалась в основном как подвижная площадка для лучников. Само название меркава происходит от семитского слова «наркабту» – markabatu – «повозка, колесница». Побывав в столкновениях с армиями других народов, евреи отчетливо убедились в огромном значении боевых колесниц.

Соломон не только усилил пехоту конницей, но и ввёл в свою армию боевые колесницы. Число конных солдат в его время достигало 12 тысяч, число колесниц доходило до 1 400 штук, число лошадей для колесниц – до 40 тысяч; все эти войска находились частью в Иерусалиме, частью в других городах, которые по ним и получили свое название. С этого времени в Иудейском царстве, а затем и в Израильском царстве конница и колесницы становятся составной частью армии.

Недостаток в лошадях пополнялся из Египта, для чего необходимо было поддерживать с этой страной дружественные отношения. Однако пророки не поддерживали реформы Соломона. Идея, что помощь заключается не в колесницах и что не следует возлагать надежду на всадников, является лейтмотивом многих пророчеств. Интересно, что книга Торы «Дварим» также отрицательно относится к коннице, но уже под другим углом зрения – чтобы евреям не приходилось снова вступать в сношения с египтянами.

Среди предметов вооружения одними из наиболее важных были щиты, которые делились на две категории по римскому типу: малый щит, (clipeus), употреблявшийся также стрелками, и большой щит (scutum), закрывавший, по-видимому, всего человека. Из того факта, что щиты сжигались и умащивались маслом, можно предположить, что они изготовлялись из дерева и кожи. Последняя покрывалась краской. Щиты изготовлялись также из бронзы и золота. В походе израильтяне носили их, как и греки, на плечах, привязав ремнями, и в чехлах, которые перед сражением снимались; в сражении их надевали на левую руку.

 

Пример большого щита scutum

 

В древних литературных источниках упоминаются также панцири и шлемы‎. В глубокой древности панцири и шлемы употребляли исключительно цари и военачальники, принимавшие участие в войне – Саул, Голиаф, Давид и т. п. Только со времени царя Узии и его военных реформ панцири и шлемы становятся необходимой частью вооружения всех без исключения солдат. Панцири простых солдат были из кожи с металлическими застежками, цари же и военачальники носили тяжелые металлические чешуйчатые панцири.

Основными видами оружия, которые применялись на поле боя, были меч (херев), боевой топор (гарзен) и булава.

Древнейшим оружием израильтян, пришедшим с ними в Ханаан ещё со времен своего кочевого образа жизни, было, несомненно, копьё. Оно состояло из длинного древка с бронзовым, а позднее железным наконечником и предназначалось для ударов, а не для метания.

Меч, вероятно, стал популярен у израильтян на территории Палестины. Клинок обычно изготовлялся из железа, иногда обоюдоострым и, по-видимому, содержался в кожаном чехле, на что указывают выражения «обнажить» и «открыть». Меч обычно носили за поясом над одеждой и, как у ассирийцев, на левом боку. Им рубили и кололи.

Было известно несколько типов луков (на иврите кешет): обычный, дважды изогнутый египетский лук, древний месопотамский лук в форме простой дуги и сложный лук, возникший в Аккаде во второй половине 3 тысячелетия до н. э. Стрела (хец) имела полое камышовое древко, обычно оперенное у основания, а наконечники сначала делались из кремня, а позже из металла. Плоские кожаные колчаны (ашпа) с круглым основанием найдены в Египте. Важную роль играл лук, изготовлявшийся из эластичного дерева или из бронзы; возможно, что израильтянами употреблялись большие и малые луки. Тетивы выделывались обычно из бычьих жил; стрелы – из легкого дерева или тростника с наконечниками из железа, а в древнейшие времена также из камня. По-видимому, стрелы иногда отравлялись сильным ядом; при осадах концы стрел обматывались паклей и смолой, зажигались и в таком виде метались в осаждённый город; возникавший при этом пожар должен был повлечь за собою немедленную сдачу города. Сложный лук, сделанный из березового дерева, сухожилий диких быков и рогов диких козлов, и с тетивой из коленных сухожилий быков стал преобладающим типом лука позднего бронзового века (1550–1200 гг. до н. э.). Для тренировки воинов в стрельбе из лука в пешем строю или с колесниц были разработаны специальные программы обучения, использовались мишени.

 

Лук с двойным изгибом (рекурвед)

 

Колчан, в котором хранились стрелы, у пехотинцев обыкновенно находился за плечами или на левом боку, а у сражавшихся на колесницах прилаживался к краю последних, что явствует из ассирийских и египетских изображений. Во время похода лук целиком или часть его, главным образом тетива, содержались в чехле.

Праща (кела) также применялась на полях сражений, как, например, в поединке Давида и Голиафа, и во время осад. Считаясь оружием пастухов и охотников, праща, вероятно, пришла с Востока. Она обычно состояла из кожаного ремня или плетеной веревки из волос или животных жил, с широким углублением посередине, в которое клали метательный камень. Пращник, взяв в одну руку оба конца пращи и сделав ею несколько кругов над головою, сразу отпускал один конец пращи, и тогда камень с невероятной силой вылетал из нее. Израильтяне обыкновенно употребляли для пращей гладкие, круглые камни. Славой лучших пращников в библейское время пользовались воины колена Биньямина.

Евреи также были непревзойденными военными тактиками. Во времена царствования Шимона Маккавея, последнего из братьев Хасмонеев, евреи изобрели осадную технику, построив осадную башню – гелеполис, при помощи которой захватили город Гезер.

 

 

Изобретение еще одного вида оружия – катапульты – приписывается иудейскому царю Уззияху. Во время Иудейской войны евреи широко применяли трофейные катапульты.

Исторически сложилось так, что на протяжении долгих веков у еврейского народа, не имевшего своей земли, не было и армии как таковой. Однако участие еврейских воинских частей из Эрец Исраэль в войне с нацистами убедило британское правительство официально оформить создание крупного еврейского воинского соединения, со своей формой, эмблемой и флагом. В августе 1944г. премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль объявил о создании еврейской бригады. На вооружении у этих солдат было устаревшее оружие.

Оружие современности

В современном мире Израиль объективно является одним из самых сильных государств в отношении вооружения, и с этим нельзя не считаться. Израильское государство использует весь научный и инновационный потенциал для совершенствования военных технологий. Ниже приведены лишь немногие образцы новейшего военного вооружения, которые используются в современной израильской армии.

Меркава. Танк Меркава с низкой посадкой, мощной пушкой, двигателем в передней части и скошенной композитной броней стал первым и единственным израильским боевым танком. Свой норов Меркава показал и египетским бронетанковым формированиям на Синае и сирийским войскам на Голанских высотах. Уже сегодня Израиль располагает двумя тысячами Меркав.

Хель Хаавир. Подразделение Хель Хаавир Израильских Военно-Воздушных Сил насчитывает 97 истребителей F-15, 238 истребителей F-16 и свыше 150 транспортных, учебных и разведывательных самолетов. Кроме того, не стоит забывать и о вертолетах: в парке Хель Хаавир есть в наличии 42 боевых H-64A Apache, 64 боевых вертолета AH-1 Cobra модификаций G и S, 30 легких боевых вертолетов 500MD Defender, 160 транспортных и связных вертолетов.

Дроны. Израиль сам разрабатывает современные беспилотные аппараты. Еще в 1995 году был представлен дрон-смертник «Далила», способный нести 55 килограмм взрывчатки на расстояние в 400 километров. Более современный «Пантера» от специалистов Israel Aircraft Industries предназначен для разведки и корректировки огня – а всего у Израиля более 30 видов собственных разработок беспилотных аппаратов.

Космические аппараты. Для многих наверняка будет неожиданностью – узнать о том, что маленький Израиль является одной из немногих космических держав мира. Притом, свои спутники Израиль использует и для военных целей. Еще в 1982 году было основано Израильское космическое агентство (СЕЛА), где изготавливаются и военные спутники. К примеру, модель Ofek 9 работающая по Ирану, на голову превосходит американские, европейские и российские аналоги.

Ядерное оружие. Эксперты ставят Израиль на шестое место в ряду прочих ядерных мировых держав. Арсенал страны оценивается в 400 единиц ядерного оружия. Опаснейшим из всего прочего можно назвать межконтинентальную баллистическую ядерную ракету Jericho III (Иерихон III) – ее диапазон поражения в 6 500 километров позволяет при желании нанести удар по западной части Китая.

Еврейский народ не любит воевать. Во всех случаях остается святым завет заповеди "не убивай" – даже когда евреи вынуждены брать в руки оружие. Но и в этих случаях они стараются избежать лишних жертв. Так велит Тора... Каким бы совершенным ни было вооружение современной Израильской армии, всегда хочется надеяться на то, что в нем не возникнет надобности. 

Если Вам понравилась эта статья – подпишитесь на нашу рассылку и расскажите о нас друзьям. Давайте делать мир интереснее!

 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.