Сукка - Ujew

Сукка

Сукка
Количество просмотров 630 Количество комментариев 0

Тора обязывает евреев в пятнадцатый день месяца Тишрей покидать свои дома и перебираться в шалаши: «В шалашах живите семь дней <…> дабы знали ваши поколения, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из Египта».

«Но, если Исход произошел в месяце нисан, то почему сукку нужно строить в месяце тишрей?» — спрашивают резонные люди. А потому, отвечают наши мудрецы, что должно быть заметно: мы покидаем постоянные жилища, чтобы исполнить заповедь, а не для собственного удовольствия. В теплом нисане вполне естественно выглядит переход в легкое летнее жилище, но осенью, в середине Тишрея, перейти из теплого дома в шалаш может либо сумасшедший, либо еврей, исполняющий приказ Всевышнего.

Строительство сукки подчинено определенному порядку: сначала возводят стены, которые могут быть сделаны из любого материала, лишь бы они могли устоять под напором обычного ветра, а затем сукку покрывают кровлей (она называется «схах») – листьями, тростником, пальмовыми ветками и т.д.

Для крыши годится только то, что растет из земли, полностью вырвано из нее и никогда не служило ни для какой цели, в том числе для пищи (например, съедобными листьями). Сукка, построенная под деревом, ветки которого закрывают ее сверху, некошерна, даже если ее собственная кровля совершенно исправна, потому что сукка может быть покрыта лишь тем, что уже вырвано из земли. Кровлю нужно стелить так, чтобы тени в ней было больше чем света, но при этом ночью сквозь крышу были видны звезды.

В некоторых течениях иудаизма сукку принято украшать (этим обычно очень любят заниматься дети). Традиционно принято украшать стены сукки семью плодами, которыми славится земля Израиля (пшеница, ячмень, виноград, фига, гранат, маслина, финик), красивыми картинками с цитатами из Танаха и т.д. В хаббаде принято не украшать сукку ничем.

В Торе сказано: «В сукке сидите семь дней» и наши мудрецы объяснили, что в данном случае слово «сидите» значит «живите». Тора предписывает жить в сукке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме. Существует даже специальное благословение, где мы благодарим Всевышнего, заповедавшего нам жить в сукке (кстати, женщины и маленькие дети освобождены от этой заповеди). Но, если человек испытывает от пребывания в сукке неудобство (дождь, снег, сквозняк, холод или просто ему неуютно), то он не обязан там находиться, потому что он мицътаер — чувствует себя стесненно.

Кстати, в Хабаде уже свыше ста лет принято не жить в сукке, а только кушать там. Связано это с тем, что однажды четвертый Любавический ребе не остался ночевать в сукке, сказав, что не может там оставаться — уж слишком велика там Шхина (Б‑жественное присутствие в этом месте), и присутствие больших духовных сил не дает уснуть. Так и повелось с тех пор — праведники, способные ощущать Шхину, не живут в сукке, потому, что чувствуют это, а обычные хасиды, которые не достигли такой тонкости чувств, от этого очень страдают и чувствуют себя, находясь в сукке, неуютно — мол, ребе это чувствовал, а мы нет. Ну и какие ж мы после этого хасиды? В общем, типичный случай мицътаер — человека стесненного, которому в сукке жить не обязательно.

Впрочем, даже если вы в сукке и не ночуете, побывать там следует, потому что в каждой сукке каждый день присутствует еще несколько удивительных гостей, которые называются «ушпизин»

Слово «ушпизин» — арамейского происхождения. Так называют гостей, которые все дни праздника Суккот посещают шалаши. Только вот гости эти необычные. Это Авраам, Ицхак, Яаков, Йосеф, Моше, Аарон и Давид, которые гостят все семь дней праздника, в каждой сукке, у всех евреев сразу.

Каждый день кто-то из них входит первым, а остальные следуют за ним. Например, в первый день первым входит наш праотец Авраам, а за ним Ицхак, Яаков, Моше, Аарон, Йосеф и Давид. Во второй день первым входит Ицхак, а за ним Авраам, Яаков, Моше, Аарон, Йосеф и Давид. А в седьмой день первым входит царь Давид, а за ним Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон и Йосеф.

Существует обычай, садясь за стол, сперва пригласить высоких (т.е. небесных) гостей, а затем уже садиться за стол самим. Но кроме гостей небесных в сукку следует приглашать и земных гостей, из плоти и крови (желательно — небогатых людей), которые разделят трапезу с хозяевами.

Наши мудрецы говорят, что человек, угощающий бедняка в своей сукке, не наделяет его подарками, а возвращает принадлежащее гостю. Почему? Здесь работает тот же принцип, что и в случае майсера (десятины) и цдаки, так что, как пишут математики в том случае, когда требуется две страницы доказательств — «из этого очевидно». 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.