Еврейская Бессарабия: Хасиды и бизнесмены города Хотин - Ujew

Еврейская Бессарабия: Хасиды и бизнесмены города Хотин

Еврейская Бессарабия: Хасиды и бизнесмены города Хотин
Количество просмотров 4968 Количество комментариев 0

В сегодняшнем путешествии мы с вами заглянем в очередной интересный уголок Украины, на территорию Бессарабии. А именно – в город Хотин.

Хотин как отдельный город появился на рубеже 10-11 веков в Киевской Руси. Входил в состав Галицкого княжества, потом Галицко-Волынского, а с XIV века периодически становился территорией Молдавии, Турции, Польши и России.

Хотин был важной крепостью и торговым пунктом на пути из Польши в Турцию, поэтому еврейские купцы в городе бывали часто. Первое упоминание о евреях в Хотине встречается в письме молдавского господаря Стефана Маре князю Александру Литовскому, написанном в 1497 году.

 

Построенный турками замок стал самой мощной фортификацией в регионе. Сегодня это одна из главных туристических достопримечательностей Украины. Здесь снимались такие кинофильмы, как «Захар Беркут», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Черная стрела», «Стрелы Робин Гуда», «Тарас Бульба».

 

В 17 веке здесь уже существовала караимская община. Во время восстания Богдана Хмельницкого казаки захватили город, который пребывал в то время под властью Польши. Есть сведения о том, что караимы пострадали в то время от погромов.

Первые официальные сведения о еврейской общине датируются 1741 годом. В налоговых документах вассального туркам Молдавского княжества за 1766 год содержится множество сведений о евреях-налогоплательщиках. Например, указывается, что человек по имени Дов из города Облучица (турецкое название Хотина) в качестве налога внес четыре больших пакета хлопка. В январе 1766 года еврей по прозвищу «Странник» внес шесть мешков кофе, кувшин с духами и обивочные материалы.

В 1756 году в Хотине пытался найти убежище Яков Франк, объявивший себя Мессией. Хотин в то время был пограничной османской крепостью, и связь между польскими евреями и местными была достаточно крепкой. Вскоре под влиянием «польских» раввинов гонения на сектантов начались и в Хотине. После многочисленных жалоб турецкие власти депортировали Франка обратно на территорию Польши, и в июле 1759 года он поселился во Львове.

 

Турецкий замок. На переднем плане виден минарет

 

В 1808 году численность общины уже составляла 340 семей, которым принадлежали 216 домовладений, действовала синагога. Основным занятием евреев была торговля и аренда небольших предприятий – мельниц, маслобоен и др.

После того, как Бессарабия вошла в состав Российской империи, все ее население было освобождено от рекрутской повинности, что касалось также и евреев. Естественно, это способствовало притоку еврейского населения из других областей империи. В 1847 году в Хотине уже проживало 1067 еврейских семей, к концу 1860-х общее количество евреев достигло 7 тысяч. В городе открылось казенное еврейское училище, частная еврейская женская школа, еврейская больница. В 1861 году было возведено новое здание Большой синагоги.

 

Большая синагога в Хотине.

 

С 1886 года экономическое положение евреев стало постепенно ухудшаться. Некоторые предприняли попытку освоить новый для себя вид деятельности: около 100 человек подали прошение в городскую администрацию, чтобы им позволили арендовать участок земли для занятия сельским хозяйством. Однако, потенциальные земледельцы получили отказ. Тогда они направили делегацию к барону Ротшильду, который был известен своим покровительством сельскохозяйственных поселений в Эрец Исраэль. С помощью барона группа из 80 семей сумела сделать алию и обосноваться в Палестине.

В конце 19 века по Российской империи прокатилась волна погромов. Многие евреи, в том числе и хотинские, в этот период отправились в эмиграцию, в основном, в Соединенные Штаты. Тем не менее, по состоянию на 1897 год в Хотине проживал 9291 еврей – более половины всего населения города. В основном евреи были приверженцами хасидизма и поддерживали тех или иных хасидских цадиков.  

Тяжелое экономическое положение вынуждало искать не совсем легальные возможности заработка. Многие евреи пользовались пограничным расположением города и занимались контрабандной торговлей.

 

Бывшее здание таможни, построенное еще турками

 

В Хотине было 2 района компактного проживания евреев. В нижней части у реки располагался район бедноты. Дома здесь стояли настолько тесно, что по их крышам, по рассказам, можно было обойти весь Старый город. Местные обитатели иронично называли свой район «предвкушением Стамбула».

 

Бывший еврейский жилой дом в «нижнем» городе.

 

В Верхнем городе жили люди побогаче: купцы, владельцы крупной недвижимости и предприятий. Абрам Пейсах и Лейб Миллер владели винокуренным заводом, Шая-Сруль-Лейб Штефанеско – лесопильным, Борух Фельдман и Абрам-Мойше Шейнберг – табачными. Все 4 пивоваренных также принадлежали еврейским собственникам: Лейбу Бухарестскому, Срулю Вайнбойму, Мордко Костанчи и Суре Бронштейну. Меер Ландвигер владел единственной типографией. На всех этих предприятиях нашли работу десятки евреев.

Крупные и средние торговцы практиковали «выездную» торговлю: в базарные дни на телегах выезжали со своим товаром в близлежащие деревни. В самом городе им в 1902 году принадлежали 5 из 6 бакалейных лавок, все 5 мануфактурных, обе яичные. Хозяином единственной гостиницы был Шулим Шапельман, часовой мастерской – Файвиш-Мошко Шнайдерман.

 

Бывшая усадьба еврея Шабельмана

 

Кроме собственно города, в Хотинском уезде также несколько предприятий имели еврейских владельцев: гипсовая и мебельная фабрики, одна из 6 мельниц, спиртоочистительный завод. В еврейских руках сосредоточилась практически вся мелкая торговля.

В городе действовали еврейская больница, дом престарелых, благотворительное общество «Вечный свет», которое субсидировала местная Хевра Кадиша, еврейский банк. Была Талмуд-тора и школа для девочек, которую в 1872 году посещали 50 учениц. Многие еврейские дети ходили в общую государственную школу. В 1898 году власти открыли общую школу, которая изначально предназначалась только для детей-христиан. Представители еврейской общины направили в городскую администрацию письмо с просьбой разрешить посещение этой школы и еврейским детям. Просьба была удовлетворена, и в школу поступили 52 еврейских ученика (из 101 всего). Каждое лето община при поддержке Джойнта организовывала лагеря для детей из малообеспеченных семей.

В начале 20 века благотворительное общество «Вечный свет» построило новое здание в центре города. В нем разместились синагога, школа, библиотека, концертный зал. Ученикам из бедных семей одежду и учебники выдавали бесплатно.

В 1910 году в Хотине проживало 9132 еврея – 43,2% всего населения города.

В 1917 году в городе была официально образована светская еврейская община, ставшая первой такого рода в Бессарабии.

 

Современная синагога в Хотине.

 

В 1918 году Хотин попадает под власть Румынии. Экономическое положение евреев ухудшилось еще сильнее, поскольку основные торговые связи были налажены с другими регионами Российской империи, в основном с Подольем. После того, как Бессарабия и Подолье оказались разделены государственной границей Румынии и СССР, эти связи практически полностью оборвались.

В румынский период в Хотине открылась школа Тарбут с преподаванием на иврите, и публичная библиотека имени Хаима Нахмана Бялика – одна из лучших библиотек в Бессарабии. Председателем еврейской общины стал Михаэль Шор, бывший членом румынского парламента.

В 1925 году в Хотине поселился цадик Мордехай Исраэль Тверской, представитель известной чернобыльской хасидской династии.

В 1930 году еврейское население Хотина насчитывало 5785 человек.

 

Огель Мордехая Исраэля Тверского

 

В 1940 году Хотин заняли советские войска. Началась конфискация частной собственности, все евреи потеряли свой бизнес.

В ночь на 13 июля началась масштабная облава на «врагов народа». В их число были включены те, кто имел отношение к румынским политическим партиям (кроме, естественно, коммунистов), правительственные чиновники, зажиточные граждане, журналисты, а также сионистские активисты. К каждой такой семье ночью приходила группа из 3 человек, в составе которой были член Коммунистической партии (часто еврей), и милиционер или солдат. «Врагам» было приказано быстро одеться, взять еду из расчета на 3 дня и сдать ключи и документы. Грузовиками их доставляли в отделение милиции, а утром вывезли на железнодорожную станцию Нова Сулица. Продержав людей сутки в товарных вагонах, их разделили на две группы. В первую вошли все сионисты, политики и бывшие правительственные чиновники. Их отправили в специальный лагерь, большинство впоследствии погибло. Оставшиеся были депортированы в Сибирь.

Постепенно все банки, магазины, общинные учреждения и синагоги были закрыты. Особым гонениям подверглись сионистские организации. Был создан специальный комитет, который потребовал вернуть все финансирование, выделенное еврейской общиной для сионистских организаций за последние несколько лет, – 126 000 лей. Сумма была выплачена несколькими семьями в надежде, что это убережет их от депортации.

 

 

Памятники на старом еврейском кладбище

 

В июне 1941 года началась война между Германией и Советским Союзом. Молодежь была призвана в Красную Армию. Хотин с первых дней стал объектом немецких бомбардировок, в ходе которых еврейский квартал был полностью уничтожен. Многие евреи пытались эвакуироваться вглубь СССР, но единственный мост через Днестр охранялся красноармейцами, которые никого не пропускали. Город наполнился беженцами из Буковины и Северной Бессарабии. Часть евреев сумела перейти Днестр по временному мосту в расположенном рядом с Хотином селе Атаки. Они направились в Каменец-Подольский, но дальше продвинуться не смогли из-за противодействия советских властей. Практически все они впоследствии были убиты нацистами.

7 июля 1941 года Хотин заняли румынские войска. Около 50 евреев были убиты сразу. Остальных разместили в уцелевших домах – по 5-10 семей в каждом. Некоторые прятались в подвалах или у знакомых-христиан в разных частях города и в окружающих селах.

Вскоре все еврейское население города собрали для регистрации в помещении бывшей гимназии, где их продержали несколько дней без еды и воды. Каждую ночь солдаты забирали из помещения молодых девушек; назад они больше не возвращались. Затем было отобрано около двух тысяч человек еврейской интеллигенции – учителя, юристы, врачи, раввины, шойхеты. Многие не относившиеся к этим категориям также пытались попасть в отобранную группу в надежде, что им предоставят более легкую работу. Через два часа после отбора всех их вывели на еврейское кладбище и расстреляли. Среди убитых был и цадик Мордехай Тверской и его сын Аарон.

 

Братские могилы жертв нацистов на еврейском кладбище.

 

В ночь с 7 на 8 июля айнзатцкоманда вывезла за город и расстреляла 150 «евреев-коммунистов». Еще около 180 евреев из скрывавшихся в городе были найдены или выданы местными жителями, их также расстреляли. Оставшиеся евреи были направлены на принудительные работы: уборка улиц, разбор завалов, ремонт, доставка пиломатериалов для строительства моста.

1 августа 1941 года ночью всех евреев вывели на центральную площадь, разместили на телегах и вывезли в город Сокиряны, где был устроен лагерь для евреев хотинского района. По дороге около 500 человек было убито, до места назначения добралось приблизительно 3 800 евреев. Осенью все заключенные из Сокирян были депортированы в лагеря Транснистрии.

В сентябре 1941 года в Хотине оставалось 559 евреев, которые проживали в открытом гетто. В течении месяца их также депортировали в Транснистрию. По специальному распоряжению губернатора, в городе оставили 20 семей «специалистов».

Из всех депортированных выжили только около 300 человек.

 

Интересная мацева на могиле, вероятно, водовоза. Фото Д.Гобермана, 1950-е гг.

 

После войны в Хотин вернулись евреи, служившие в армии или пребывавшие в эвакуации. В 1956 году в город вернулось несколько семей из депортированных в 1940 году советскими властями в Сибирь. По состоянию на 1970 год в городе проживала довольно значительная по количеству еврейская община – около тысячи человек. Постепенно практически все они выехали в Израиль или другие страны.

В 2017 году в городе проживает несколько еврейских семей, община владеет собственным зданием синагоги. На еврейском кладбище сохранилось большое количество очень красивых и оригинальных мацев, выполненных когда-то местными мастерами.

 

Здание Большой синагоги перестроено в 3-этажный жилой дом.

 

Использованы материалы:

Электронная еврейская энциклопедия;

Торгово-промышленный адрес-календарь Российской империи за 1902 год;

Илья Альтман. «Холокост на территории СССР. Энциклопедия»;

Pinkas Hakehillot Romania. Khotin

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.