Родительская справедливость: как, за что и почему наказывать своих детей - Ujew

Родительская справедливость: как, за что и почему наказывать своих детей

Родительская справедливость: как, за что и почему наказывать своих детей
Количество просмотров 638 Количество комментариев 0

Наказания болезненная тема для постсоветского пространства. Вырастить детей без наказаний вряд ли кому-то удается. Главное, чтобы не было психологической травмы для ребенка.

Как различать ситуации, где наказания уместны, а где нет

Если ребенок не знает правил о том, что можно, а что нельзя делать, наказывать за незнание нельзя. Первые годы мама и другие близкие формируют правила, озвучивают, повторяют десятки раз, объясняют детали. Это нормально. Ребенок исследует мир разными способами, иногда травматичными для себя и разрушительными для окружающих. Важно, чтобы ограничений и запретов было немного, они были ясны и понятны. Как правило, нельзя то, что опасно для здоровья ребенка (тащить в рот с земли мусор) и окружающих (бить других) и разрушительно для вещей (играть с техникой).

Чем старше ребенок, тем важнее придерживаться принципов общежития: не врать, не брать чужое и т.п. Соотносить свои интересы с интересами других людей.

Как наказывать нельзя никогда:

  • Физическое и психологическое насилие. С физическим понятно, психологическое – это угрозы, давление, унижение – то, что травмирует ребенка и лишает его уверенности в себе и в безопасности окружающего мира.
  • Разделять: говорить «ты плохой, ты мне не нужен», уходить, оставлять в другой комнате, угрожать отдать в детдом – это ломает психику. Для ребенка самое важное – быть любимым. И показывать, что из-за плохого поведения его не любят, – очень сильно травмировать. Он будет стараться заслужить любовь мамы, прятать свои чувства, подстраиваться. А когда вырастет, будет подстраиваться под других в поисках любви и одобрения.
  • Нельзя наказывать бойкотом.
  • Нельзя угрожать чем бы то ни было. Базовое чувство для благополучного развития – безопасность. Когда угрожает родитель, мир становится небезопасным, это влияет на психическое и физическое состояние ребенка.
  • Нельзя запрещать ребенку проявлять свои чувства или говорить, например, что злиться – плохо. Любые чувства – естественны. Если их прятать, они переходят в психосоматические заболевания. Учиться самим и учить ребенка безопасно их выражать: бегать, кричать, биться подушками, рычать, имитируя зверей, – все это нормально. Когда ребенок плачет – стресс выходит. Если заставлять его не плакать – стресс остается внутри.
  • Нельзя наказывать, если ранее не были оговорены правила, и ребенок не знал, что так поступать нельзя.
  • Нельзя откладывать наказание на потом: ребенок забывает и не улавливает связь между тем, что он сделал, и что произошло потом.

Как наказывать:

Мягкий способ – лишать хорошего, развлечений, например, мультфильмов. Но не трогать базовые потребности: прогулки на свежем воздухе, еду, общение, контакт с родителями.

Обязательно мириться. Первым должен делать шаг взрослый, по крайней мере, пока ребенок мал. Полезное правило для здоровья семьи – к моменту отхода ко сну никаких неразрешенных конфликтов в семье быть не должно.

Если вы хотите, чтобы ребенок не проявлял агрессию к вам или к другим детям и взрослым – не проявляйте агрессию по отношению к нему. Дети считывают внутреннее состояние взрослых, поэтому молчаливую злость тоже «слышат» и принимают на свой счет.

Используйте «я»-сообщения, чтобы объяснить ситуацию и почему ребенок не прав. В разговоре описывайте свои чувства, чувства других, что произошло, но не обвиняя «ты виноват». Ребенок сделает правильные выводы сам, и его самолюбие не будет уязвлено.

Сообразно возрасту. Можно говорить постоянно, что брать мамин смартфон нельзя, но до 7 лет ребенок не способен совладать со своими желаниями. У родителя два выхода: или постоянно злиться и обвинять ребенка, или понять это и прятать смартфон в недоступном месте. Второй и есть позиция здорового взрослого человека.

Если вспылили вы – признайтесь, что не правы и помиритесь.

За отношения и происходящее всегда несет ответственность взрослый. Если смотреть с этой позиции и брать на себя ответственность, то легче:

а) находить общий язык с ребенком, подбирая слова, объясняя вновь и вновь,

б) предупреждать в дальнейшем такие ситуации,

 в) создавать безопасное пространство для роста и развития, где ребенок может делать ошибки, учиться и экспериментировать.

Универсальных рецептов, конечно же, нет. Вырастить ребенка в идеальной среде невозможно. Небольшой стресс нужен для развития, чтобы система адаптировалась и умела с ним справляться. Максимум, что мы можем дать своим детям – свою безусловную любовь и искренность, быть надежной опорой, самым главным взрослым в их жизни.

 

 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.