Подземные тайны еврейского квартала - Ujew

Подземные тайны еврейского квартала

Подземные тайны еврейского квартала
Количество просмотров 4192 Количество комментариев 0

Любому журналисту или изданию чрезвычайно приятно, когда поднятая в публикации злободневная тема вскоре приводит к хеппи-енду или вроде того.

В марте этого года в U-JEW! вышло исследование "История маленького Городка: казаки, мудрецы и клады", посвященное истории городка Городок. В частности, там был и такой фрагмент:

"В середине 1980-х через центр города тянули траншею. В месте, где она шла через сердце старого еврейского квартала... автору удалось обнаружить следы керамической мастерской, специализировавшейся на производстве курительных трубок (они же "люльки"). Траншея прошла как раз по свалке, куда мастер выбрасывал брак. На небольшом участке с отвала... удалось поднять около полусотни почти целых "люлек". На половинки, не говоря уже о меньших фрагментах, внимание и не обращалось...

...О том, что здесь были именно еврейская застройка, ярко свидетельствовал обломок изразца с надписью на иврите или идиш"

В той статье, правда, о необходимости проведения археологических раскопок на выявленном объекте – ни слова. В первую очередь, автор и не надеялся на такое. В Украине и более знаковые археологические памятники раскапывать не спешат.

Но чудеса порой случаются!

Упомянутая публикация, напомним, вышла в марте, а уже в сентябре "люльковые россыпи" еврейского квартала успешно раскапывала археологическая экспедиция Государственного предприятия "Научно-исследовательского центра "Охранная археологическая служба Украины" Института археологии НАН Украины.

Надувать щеки и бить себя в грудь: "Вот мы, мол, какие крутые!" - не будем. Тем более, что мартовская статья не стала основной причиной последующих событий, хотя и существенно повлияла на приятие решения о начале раскопок. Главной же причиной стала давняя и не бесполезная привычка автора совать свой нос в любую встреченную ямку в поисках наличия культурного слоя и артефактов. В мае это дало неожиданный результат.

В историческом центре Городка "нарисовалась" очередная ямка. Совсем небольшая - диаметром меньше метра и глубиной чуть больше двух. И надо же такому случиться, что колодец "сел" на свалку второй половины XVII века образовавшуюся, скорее всего, у местной корчмы! Здесь напомним, что у археологов самые желанные находки - могильники и ...мусорные ямы. Они дают, как самое большое количество находок, так и максимальную информацию о прошлом.

 

Самая первая находка...

 

Сразу же с отвала было поднято несколько очень интересных кубков гутного стекла. Спустя еще час, при помощи начальника отдела культуры Городоцкой РГА Олега Федорова и методиста охраны памятников истории Игоря Олийныка отвал был тщательно перебран. Итог - еще полтора десятка кубков и стопок, керамическая "люлька", фрагменты керамики, три монеты XVII- XVIII веков, нож и медное зеркальце. Как рассказал ошарашенный ажиотажем вокруг его ямы землекоп, все это богатство он откопал со слоя всего в 30-40 см. толщиной. По археологическим меркам это был не просто богатый, а очень-очень богатый слой - мечта любого историка.

 

Карта Городка 1863 года. Красными точками показаны места раскопок. Верхняя - «Корчма», нижняя - «Крамнычка». По центу - рыночная площадь

 

Идея провести на месте случайной находки археологические раскопки нашла живейший отзыв среди руководства города:

- За текучкой мы как-то забываем о вечном - говорит городской голова Василий Пидлисный. - Взять ту же историю нашего Городка. Все что, старше середины позапрошлого века - только самые общие сведения. Например, известно кто были владельцы Городка, знаем, что здесь побывал со своим войском Богдан Хмельницкий... А как жили люди, где, например, стояли городские укрепления, даже где было древнее ядро города - только догадки. За всю историю города никаких специальных исследований никто не проводил.

 

Мэр Василий Пидлисный после работы тоже принял участи в раскопках и даже откопал люльку.

 

Активно поддержала идею проведения раскопок и заместитель городского головы по гуманитарным вопросам Елена Матвейцева:

- Эти раскопки вдвойне интересны, - говорит она. - Первое - новая информация об прошлом города. Второе, - в Городке строится большое современное здание для исторического музея. Таким не все областные центры похвастаться могут. Скоро открытие. Но музей – это не только здание, - в первую очередь это экспозиция и экспонаты. К сожалению период XVII- XVIII веков у нас совсем не представлен. Раскопки помогут ликвидировать и этот пробел. Кроме того, это будет подарком городу к его 655-летию.

Аппетит, как известно, приходит во время еды и увидев, что проведение раскопок более чем реально, автор предложил раскопать заодно и упомянутую в самом начале трубочную мастерскую. В качестве аргумента, что объект интересный и уникальный (в Украине известна только одна подобная мастерская) была предъявлена мартовская публикация в U-JEW!

Для начала решили ограничиться разведывательными работами - тремя квадратами 2х2 метра. Полноценные раскопки, когда вскрываются сотни квадратов - для райцентровского бюджета пока неподъемны. Кроме того, им всё равно должна предшествовать разведка.

О чем рассказала "Корчма"

Первый объект, тот самый, где нашли кубки, получил рабочее название "Корчма". Логика понятна - он расположен на краю старой Рыночной площади (то есть там, где и должны стоять подобные заведения). Большое количество найденного ранее разнотипного "питейного" стекла как бы намекало на наличие точки общепита (или - "общепития"?). Сами посудите - сколько у вас дома разновидностей рюмок-бокалов-стаканов и как часто вы их бьете? А вот для корчмы такое количество стеклобоя вполне объяснимо.

 

Раскопки корчмы

 

- По итогам исследований, - говорит начальник экспедиции кандидат исторических наук Павел Нечитайло, - сложно с абсолютной достоверностью сказать, раскопали мы корчму или же обычный жилой дом. Исходя из находок и расположения объекта - версия с корчмой выглядит довольно убедительной. Но полностью гарантировано можно сказать только одно - это здание просуществовало со второй половины XVII и до конца XVIII веков, пока не было уничтожено. Возможно пожаром.

 

Павел Нечитайло исследует найденную и уже отмытую посуду

Корчмарское стекло

 

Следует заметить, что крупные пожары в означенный период случались неоднократно. В частности, в 1734 г. был основательно разграблен и сожжен еврейский квартал Городка. О событиях того периода вспоминается в старинной думе:

“Годі, годі, козаченьки, в обозі лежати!

Ой ходімо під Гусятин жиди рабовати!”

А в п’ятницю до полудня жиди рабовали,

А в суботу в Іванківцях худобу забрали.

Ой волинський воєвода з військом наступає...

[...]

Хвалилися пани ляхи, з Сатанова йдучи:

“Будем драти, пане-брате, з китая онучі!”

Козаченьки поли драли, а плечі латали,

Перед себе десять тисяч ляхів проганяли.

[...]

Виступили козаченьки з міста із Зінкова, -

Ой летіли вражі ляхи з коней, як солома.

А добре ся пани ляхи з козаками били,

Що лежить їх від Городка за півтретя милі.

Ей, показав Медведейко богатирську славу,

Що потопив панів ляхів в Городецькім ставу.

 

Гайдамаки тогда не только потопили поляков в пруду у Городка, но и хорошенько пограбили местечко со всем вытекающим, в том числе и пожарами. Есть версия, что Городок пострадал и во время Колиивщины.

Что касается находок на раскопе "Корчма" то они, помимо большого количества стекла, довольно традиционны для застройки конца XVII , начала XVIII веков.

- В разведывательном рву, например, мы нашли фрагменты полихромных цветных изразцов, - объясняет Павел Нечитайло. - Такие мы неоднократно находили в Каменце-Подольском при раскопке пушечной мастерской и на площади Рынок. Керамика тоже традиционная для этого периода - расписные миски, специфические горшки и прочее. Курительные трубки, естественно, как же без них? А вот изделий из стекла действительно много. Впрочем, говорить про "аномальное" количество - нельзя. Например, в Полонном, стекла нашлось даже больше. Но опять же, - основная часть старинной свалки оказалась за пределами раскопа - мы не стали копать под самыми стенами современной постройки, чтобы не обрушить фундамент. Не исключено, что начни мы копать там, могли бы получить "стеклянный" рекорд, как минимум по Хмельницкой области.

 

Это обычны изразцы XVII-XVIII веков. Полихромные на тот момент фотографирования еще не нашли...

 

Есть, конечно, большой соблазн сказать, что раскопанный дом гарантировано еврейский. Тем более, что полностью идентичные гутные стопочки нашли в Сатанове во время раскопок возле знаменитой оборонной синагоги XVI века. (О результатах сентябрьских раскопок в Сатанове мы расскажем в ближайшее время, пока же они еще продолжаются). Увы, исходя из найденного со стопроцентной достоверностью определить "этническую" принадлежности указанного строения нельзя. Обнаруженные предметы абсолютно интернациональны и могли использоваться представителями всех национальных общин. Впрочем, если это действительно корчма, то - таки да!

 

Стопки, откопанные экспедицией Ларисы Виногродской возле сатановской синагоги

Точно такие же изделия, найденные в Городке

 

На обывательский взгляд пользы от раскопок на объекте "Корчма" - разве что успешное пополнение экспозиции музея. Артефактов, действительно, откопано предостаточно, многие даже киевские музеи с превеликим удовольствием выставили бы. Но в общем это был эталонный для Подолья дом конца XVII века...

- А научные открытия где? - спросит дотошный читатель.

- Их есть у нас!

Эти открытия не сенсационные и в общенациональном масштабе довольно скромные. Но для истории конкретного Городка - очень даже! В частности, первое письменное упоминание о поселении датируется еще 1362 годом. Учитывая, что раскоп заложили в историческом центре, ожидалось наличие минимальных находок если не XIV-го, то, хотя бы, XV-го или XVI веков. Но под слоем середины XVII-го века следов городского поселения не наблюдалось.

Вместо них на глубине 2-х метров от поверхности, археологи обнаружили каменный нуклеус и еле заметные следы обмазки "трипольского" жилья. Это прямо указывает, что совсем рядом с раскопом, буквально в десятке метров, находится поселение трипольской культуры! Правда в какой стороне - загадка.

Выводить историю Городка от трипольцев - та еще фантазия, но что центр нынешнего города была заселена еще 5-6 тысяч лет тому назад - это уже открытие.

Открытием является, что территория, до сегодня считающаяся историческим ядром Городка, таковой вовсе не является. "Колыбель" города находится где-то в другом месте. Где - загадка.

 

Орлы, львы и люльки

Место гипотетической трубочно-люльковой мастерской оказалось не менее интересным. Находится оно на месте разобранных в середине 1930-х годов торговых рядов XVIII века.

 

Торговые ряды Городка незадолго до полного уничтожения

 

Первую трубку нашли уже на 10-15 минуте работ. В довольно приличном количестве попадались они и по всей глубине раскопа. Как и предполагалось заранее среди находок попадались и абсолютно не куренные (бракованные?) трубки, так и бывшие в употреблении. Но огромных россыпей, как в случае со строительной траншеей, увы не наблюдалось.

 

Петр Болтанюк раскапывает лавку

 

 - Не смотря на наличие не использованных трубок уверенно утверждать, что это отходы производства, пока нельзя - говорит известный подольский археолог Петр Болтанюк. - Слишком маленькая площадь раскопа и недостаточное количество материала. Небольшая мастерская вполне могла быть. Но не исключен другой вариант. Здесь мы попали на крамнычку существующую в XVII-XVIII веках. Вполне можно предположить, что здесь торговали всякой мелочевкой, в том числе и трубками. Последние, как и керамические детские игрушки изготовители продавали бочками. В бочки мог попадать и брак. Кроме того, как плотно не укладывай хрупкий товар - часть всё равно разобьется дорогой. Соответственно "нулевые" трубки могут быть не отходами производства, а обычным, образовавшимся при транспортировке, боем...

В лавочке откопали и артефакты, которые с большой долей вероятности уже можно отнести к сугубо еврейским. Например, украшенных двуглавым орлом фрагменты изразцов. Они могут датироваться как концом XVII, так и XVIII веками. Тогда еще ни российские, ни австрийские двуглавые хищники на Подолье не водились. Московские залетели сюда только в 1793 г.

 

Изразец с орлом

 

Напомним, что в еврейской традиции двуглавый орел - довольно распространенный сюжет, символизирует Бога и его изображение, довольно распространено в декоративно-прикладном и сакральном искусстве.

Кстати, некогда найденный (буквально в 2-3-х метрах от нынешнего раскопа) фрагмент изразца с надписью на иврите или идиш, о котором упоминалось выше, тоже украшал орел.

Обычно изразцов находят довольно много. Здесь же все ограничились тремя фрагментами. Петр Болтанюк объясняет это тем, что в свое время целые изразцы собрали для повторного использования после разрушения крамнычки в конце XVIII века.

Самой же уникальной находкой, не имеющей пока аналогов, стал фрагмент очень интересной люльки.

 

Все старинные керамические трубки принято записывать в казаки...

 

Все керамические трубки XVI-XIX веков в Украине традиционно называют "казацкими". Хотя, на самом деле, "казацкие" из них - единицы, остальные принадлежали обычным курильщикам. Название настолько прижилось, что однажды в одном очень уважаемом музее автор с удивлением обнаружил под коллекцией эталонных турецких трубок подпись: "Козацькi люльки".

"Казацкие люльки", на самом деле, курили и казаки, и поляки, и селяне, и простые мещане, и турки с татарами. Евреи не только изготавливали и продавали трубки, но тоже дымили вовсю. Не исключено, что во время раскопок в Городке обнаружили первую, классическую еврейскую люльку!

Сначала на находку не обратили никакого внимания. На первый взгляд это был обычный обломок трубки. При чем не самый интересный - всего лишь "хвостик" (он же чубук) куда вставляют деревянный мундштук. Такого добра попадалось предостаточно. Но когда рассмотрели...

 

Трубка в виде льва вполне может оказаться первой сугубо еврейской!

 

Оказалось, что чубук изготовлен в форме возлежащего льва. Отлично просматривались все четыре лапы и хвост. Увы чаша-голова, куда набивается табак, - утрачена, сохранились только фрагменты гривы.

Любопытно, что именно такой львиный типаж был характерен для еврейского искусства того же периода. Аналогичных львов, например, полно на мацевот XVIII века что в самом Городке, что на кладбище в соседнем Сатанове.

Стоит напомнить, что для евреев лев является "тотемным" животным и символом всего еврейского народа.

Вполне можно предположить, что некий предприимчивый мастер наладил выпуск таких трубок специально для евреев-курильщиков. Почему бы и нет? Тем более, что в Городке позже выпускали сугубо еврейскую черепицу.

Местные евреи не только курили казацкие люльки, но и нрав имели казацкий. Свидетельства этому тоже найдены. В частности, на руинах лавки археологи обнаружили несколько кремней для замков кремневых ружей. Учитывая, что все земли и дичь вокруг принадлежали магнатам Замойским, то охотиться там было - себе дороже, соответственно ружье навряд ли было охотничьим.

 

Ружейный кремень (слева)

 

И о кладах...

Теперь о самом животрепещущем и насущном вопросе, с которым к археологам приставал едва ли не каждый прохожий: "Клад ищите?".

Кладов, как золота и прочих бриллиантов археологи не нашли. Серебра - тоже. Зато попался "кошелек" - пять слипшихся между собой медных шелягов-боратинок. Ранее они лежали в утерянном владельцем полотняной калитке. Полотно давно сгнило, а монеты склеились окисью. Боратинки (самая мелкая медная монета) выпускались на монетных дворах Речи Посполитой в 1659—1668 гг. и были в обращении до 1766 г. Их общий тираж превышает миллиард! Учитывая мизерность содержимого калитки, она могла принадлежать ребенку.

 

Шеляги-боратинки. Нет, не из раскопа, но такие же. Те еще отмокают в специальных реактивах.

 

Трубочный раскоп, как и расположенный в сотне метров "корчмарский", показал, что до второй половины XVII века эта часть Городка оставалась незаселенной. Зато, как и в соседнем раскопе, здесь нашли следы более древнего поселения - несколько фрагментов лепной керамики, ориентировочно относящейся к "чернолесской" культуре - переходного периода между бронзовым и железным веком (I-е тысячелетие до н.э.). Так что место, где сегодня раскинулся Городок люди облюбовали не только во времена трипольской культуры, но и три тысячи лет тому назад.

- Честно говоря, мы не ожидали столь интересных и богатых находок, - говорит Петр Болтанюк. - Думали найдем от силы с полсотни фрагментов керамики, возможно 3-4 трубки, хорошо если пару монет... А здесь по количеству разнообразных находок культурный слой оказался вполне на уровне Каменца-Подольского. Мало какой населенный пункт в Хмельницкой области может таким похвастаться. Разве что Меджибож, Сатанов или Староконстантинов.

По итогам экспедиции ее руководитель Павел Нечитайло попросил передать благодарность руководству Городка за возможность провести довольно интересные исследования, а также за создание максимально комфортных условий для работы.

Заметим, что уникальность этих, пусть и не масштабных, раскопок в том, что организовали их исключительно чтобы приоткрыть завесу истории над прошлым. Большинство же подобных исследований в Украине сегодня носят преимущественно охранный статус и проводятся за счет застройщиков в случаях, когда под застройку отводится территория с исторически-значимым культурным слоем. Обычно власти тратить деньги на исследования истории своих городов не спешат.

 

Долина Смотрича, город Городок

 

P.S. Редакция U-JEW! Поздравляет жителей Городка с 655-летним юбилеем и Днем города, который будет отмечаться 17-го сентября.

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.