Эволюция по Торе. Порядок из хаоса - Ujew

Эволюция по Торе. Порядок из хаоса

Эволюция по Торе. Порядок из хаоса
Количество просмотров 667 Количество комментариев 0

Порядок из Хаоса - это последовательность, которая редко достигается случайными реакциями, если только эта последовательность не заперта в самой системе. В шести предложениях мало говорится о том, как появилась эта последовательность, но эпизоды после шести дней дают понимание метода, которым Б-г управляет землей.

Б-г поместил Адама и Еву в Эдем. Они проваливают свое испытание и их изгоняют. Б-г мог помешать им съесть запретный плод, но решил этого не делать. Сначала Каин, а потом и Авель принесли жертвы Б-гу. Бог принял подношение Авеля, но отказал Каину и велел ему держать свои эмоции под контролем.

Тут же (в следующем предложении) Каин убивает Авеля. Б-г позволил этому произойти, а затем изгнал Каина в наказание. Б-г мог предотвратить это убийство, не решил этого не делать. Всего десять поколений после Адама, мир стал настолько хуже, настолько коррумпированным, что Б-г даже пожалел о создании человечества. Говоря на библейском языке - Б-г тоже иногда сожалеет! Он мог предотвратить неверно взятый курс человечества гораздо раньше, но решил не делать этого, позволив ситуации ухудшаться до тех пор, пока не была потеряна всякая надежда.

После потопа, продолжительность жизни вплоть до 900 лет уменьшилась до известных нам сегодня 90 лет. Очевидно, что срок жизни в 900 лет оказался для человечества неудачным экспериментом. Кажется, идея отвести нам 90 лет работает куда лучше. Разве Б-гу не было известно с самого начала, что 900 лет будут неэффективными?

В Книге Исхода Г-сподь поощряет план израильтян по захвату Ханаана. “И я пошлю шершня перед вами, чтобы выгнать врага. Я не изгоню их за год, чтобы не осушилась земля и полевые звери не умножились против вас”.

Что?? Б-г может контролировать шершней, но полевые животные для него чуток “завелики”? Конечно нет. Б-г контролирует и освобождает от контроля по желанию, согласно Б-жественному плану, и не обязательно придерживаясь нашей ограниченной логики.

Б-г создает, затем развивает мир в течение шести дней. Попробуйте прочувствовать менталитет не сегодняшнего дня, а 3000 летней давности, в эпоху дарования Торы. В те времена шесть дней не считались коротким периодом, напротив, это было слишком долго! Почему бесконечному Б-гу требуется целых шесть дней? Почему не одно мгновение - раз, и вселенная готова? А потому, что Б-г работает через природу, а ей необходимо время. На протяжении всей главы в Генезисе, главы о создании, единственное имя Г-спода, которое используется, - это Элоким. Это библейское имя для Г-спода, проявленное в природе. Работа через природу позволяет миру появляться естественным путем, что в свою очередь позволяет людям следовать Торе или нет, на основании добровольного желания.

Исайя описывает процесс творения с точки зрения Б-га:

“Я вечный, больше ничего. Я создаю свет и тьму; создаю мир и зло …”

Источник света создает тьму. Как? Извлекая часть света. Таким же образом источник гармонии создает зло, вычитая часть положительного. Слово “творение” подразумевает частичное отклонение от контроля Г-спода. На иврите это понятие называется tsimtsum.

Творение, описанное в Бытие, подразумевает то, что Б-г изъял часть Своего единства, позволив проявится физическим понятиям: время, пространство, материя, законы природы. Создание животных связано с созданием их души (nefesh на иврите), оно дает им возможность выбора, возможность учится манипулировать лабиринтом своей жизни. Создание Адама приводит к еще одному божьему отступу, что дарует нам свободу, выбор - душу человечества (neshma на иврите).

Б-г решил дать системе свободу действий. В таком расположении вещей появление и исчезновение динозавров становится понятным. Жизнь, разработанная Б-гом, породила множество животных, в том числе и динозавров. Но их доминация не входила в намеченный план. Подобно тому, как потоп сократил жизнь с 900 до 90 лет, исчезновение динозавров породило пространство и тем самым возможность для развития млекопитающих, что в свою очередь привело к развитию и процветанию человечества. Все эти примеры представляют собой микро (не макро-) эволюцию - небольшие изменения в существующих структурах.

Обязан ли был Б-г позволить динозаврам появиться? Конечно нет, но Он решил ограничить контроль над ключевыми процессами. Б-г мог контролировать и полевых животных так же, как и шмелей, но решил этого не делать. Б-жественные законы природы достаточно адекватны для установления пути. Даже если этим путем управляют, этот контроль происходит таким образом, что кажется вполне естественным; опция свободного выбора поддерживается.

Нео-дарвиновская теория эволюции подразумевает, что случайность определяет ход развития жизни. Эволюция, согласно Торе, также считает, что жизнь развивается от простого (третий и пятый день) до очень сложного (появление человечества на шестой день). Но! Она также понимает, что намеченные планы Б-га решаются не при помощи случайных реакций. Сами по себе случайные реакции не позволяют и не могут позволить обеспечить стабильный порядок. Это урок законов термодинамики.

 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.