За закрытой дверью: законы уединения - Ujew

За закрытой дверью: законы уединения

За закрытой дверью: законы уединения
Количество просмотров 774 Количество комментариев 0
Автор
Хая Ривкин

Сразу оговорюсь: данная статья НЕ является практическим руководством по законам, касающимся запрета уединения (йихуд). О том, как нужно поступать в конкретных жизненных ситуациях, следует спрашивать авторитетного раввина (желательно перед этим ознакомиться с соответствующей литературой, чтобы легче было сформулировать вопрос и понять ответ)[i].

Мы же лишь коротко рассмотрим, что есть йихуд и почему он в некоторых случаях запрещён. Йихуд в переводе на русский язык – это «уединение», то есть такая ситуация, при которой мужчина и женщина находятся в уединённом месте, куда никто не может проникнуть извне и где никто не может им помешать. Если эти мужчина и женщина не являются ближайшими родственниками, такое уединение будет во многих случаях запрещено. В такой ситуации есть опасность вступления в запретные связи.

Эй, секундочку, это ещё про что? – спросят многие читатели. – Вот уже столько раз вы нам пропагандировали крепкие еврейские семьи, особую любовь и гармонию между супругами, две половины одной души и прочие замечательные вещи, а тут что получается? Зашёл муж к соседке в квартиру, дверь входная от сквозняка захлопнулась, что там творилось в последующие полчаса – никто снаружи не видел. Так что теперь, подозревать мужа в самых неприглядных вещах? Он, между прочим, туда пошёл с целью той одинокой соседке помочь (скажем, кран водопроводный починить), а мы ему такие обвинения?! Вот и делай после этого добро людям…

Объяснюсь. Речь не идёт о каких-то подозрениях ревнивой жены или об общественном мнении, сложившемся среди пенсионерок на скамейке. Речь идёт о запрете Торы и о сопровождающих его дополнительных запретах наших мудрецов. Это не просто какое-то достойное поведение, принятое в обществе, а запрещающая заповедь. Даже если разумным будет предположить, что какие-то конкретные мужчины и женщины ничего в ситуации уединения не нарушат (например, вследствие своей праведности или по иным причинам), запрет остаётся запретом.

Как многие из нас, скорее всего, уже заметили, внутри у нас присутствует дурное начало. И работает оно без праздников и без выходных, круглосуточно. Задача дурного начала – предлагать нам нехорошие идеи и убеждать нас их осуществить. Если бы дурного начала не существовало, то как мы смогли бы практиковать свободу выбора? Выбирали бы между хорошим и ещё лучшим?

Рассказывают, что как-то к Хазон Ишу пришёл молодой человек, который желал, чтобы у него исчезло дурное начало, и попросил Хазон Иша помолиться за него. Хазон Иш сказал, что осуществление такого желания равно смерти. Пока ты жив, у тебя будет дурное начало. И пока ты с ним борешься – ты жив. То есть, дурное начало – это не что-то, что мы должны в себе истребить; Вс-шний не требует от нас невозможного. Но возобладать над ним, бороться с ним – вот наша задача.

Как это относится к уединению? Даже если бы запрет уединения не был самостоятельным запретом, он мог бы всё равно быть прекрасно понят в качестве ограды, уберегающей нас от нарушения ещё более строгих запретов[ii]. Чтобы не рисковать не выдержать испытания, стоит постараться в это испытание вообще себя не заводить.

Сказано в Талмуде, что «нет опекуна над развратом», то есть что в отношении запретных связей никто не может ничего гарантировать. Более того, в Талмуде приводятся различные случаи, произошедшие с нашими мудрецами, и постигшие их тяжёлые испытания в этой сфере. Спрашивается, стоит ли нам узнавать такие вещи о наших мудрецах? Однако это показывает нам, что если наши мудрецы, находившиеся на столь высоком духовном уровне, не были свободны от подобных испытаний, то что уж говорить о нас, не достигших таких высот.

Жизнь в современном обществе, как мы её знаем, несколько отличается от жизни наших предков, особенно когда речь идёт о жизни в обществе смешанном. С одной стороны, во многих областях представители противоположных полов взаимодействуют и общаются, как никогда прежде, а с другой стороны, знание законов Торы, касающихся подобных взаимодействий, не так распространено. Поэтому законы о запрещённом уединении могут сперва показаться неожиданными и с трудом применимыми к привычной нам жизни. С другой стороны, мы можем поискать среди знакомых евреев тех, которые эти законы тщательно выполняют (иногда мы даже этого не замечаем, пока не присмотримся и не обратим особое внимание) и убедиться, что от нас не требуется невозможного. Как и в любой другой области, нужно изучение закона, вопросы, уточнения и бдительность.

 

Еженедельные аудиоуроки автора на русском языке на тему скромной одежды и поведения можно найти и скачать здесь

 

 

[i] Например, в расчёт принимаются возраст, количество присутствующих каждого пола, время суток, открытые в общественные владение двери или окна, присутствие жены, принадлежность к еврейству, соблюдение Торы и много других дополнительных факторов.

[ii] Надо помнить, что запретные связи – это одна из трёх заповедей (наряду с убийством и идолопоклонничеством), о которых сказано «умри, но не преступи», то есть которые нельзя нарушить, даже если речь идёт об опасности для жизни.

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.