Первые цадики буковинских евреев - Ujew

Первые цадики буковинских евреев

Первые цадики буковинских евреев
Количество просмотров 1347 Количество комментариев 0

Сегодня путешествие по следам еврейской цивилизации приведет в новый для нас регион – Буковину. А именно – в симпатичный городок Вижницу, расположенный в красивейшем месте у подножия Карпатских гор. Здесь есть огромное количество еврейских достопримечательностей, о которых не рассказывают туристам, и мы их обязательно увидим.

Первые упоминания о поселении на реке Черемош относятся к 1158 году, по другой версии – название города упоминается в молдавской летописи Й. Некулче за 1501 год. Вижница входила в состав Молдавского княжества, пребывавшего в вассальной зависимости от Османской империи. В 1767 году город получил магдебургское право. Видимо, в этот период здесь и появились первые евреи.

В 1774 город вместе со всей Буковиной вошел в состав Австрийской империи. К этому времени в Вижнице уже проживало 56 еврейских семей – 191 человек. Как обычно, при любой смене власти евреи обязательно назначались в чем-нибудь виноватыми. Чума уже закончилась, «кровавый навет» также оказался уже заезженной темой, «протоколы сионских мудрецов» еще не написали… Но австрийская военная администрация в лице генерала Эзенберга нашла выход из трудного положения: вижницкие евреи, оказывается, недостаточно способствовали развитию сельского хозяйства! Не хотят, видите ли, овец на склонах Карпат пасти. По такому замечательному обвинению 19 еврейских семей были изгнаны из города.

В 1789 году на основании постановления кайзера Иосифа II евреи Вижницы были приписаны к общине Черновцов. Согласно тому же постановлению, все евреи из сельской местности обязаны были переселиться в один из 3 городов – Черновцы, Серет или Сучаву, и это касалось также вижницких евреев. К этому времени местные власти сообразили, что от евреев все же есть польза, даже если они и не пасут овец. Управляющий района Бекк направил в Вену просьбу включить Вижницу в перечень мест, разрешенных для проживания евреям. Хоть эта петиция и была отклонена, все-таки 40 семей получили разрешение остаться в Вижнице до 1792 года. А вскоре Вижница получила статус торгового города. Местные евреи перестали считаться сельскими, и городские власти изгнание спустили на тормозах. Естественно, все эти движения не способствовали быстрому увеличению численности еврейского населения; по состоянию на 1807 год в Вижнице было зарегистрировано только 64 еврейские семьи.

 

Вижница, площадь Рынок

 

После стабилизации обстановки еврейское население стало понемногу расти за счет выходцев из Галиции. Но это не очень понравилось местным евреям. Во время визита кайзера Франца в соседнее местечко Куты в 1817 году к нему на прием пробились представители вижницкой общины Мойсей Мик и Натан Рейхманн, и подали жалобу на евреев Галиции, в наплыве которых они усмотрели угрозу своему благосостоянию. Жалоба, однако, не нашла понимания у кайзера. Вижницкие евреи на этом не успокоились и отправили аналогичную жалобу за подписями неугомонного Мика, Симхи Пачтера и Иехиэля Энгеля в имперскую канцелярию, с тем же успехом. Интересно, что на данной кляузе отсутствовала подпись председателя общины Ицика Ландманна, возглавлявшего ее в 1807-1833 годах.

Только в середине 19 века, когда город начал приобретать известность как центр хасидизма, еврейская община Вижницы стала независимой от Черновцов. Но на протяжении всего этого времени в городе исправно функционировали все общинные институты. С 1768 года действовало похоронное братство – «хевра кадиша», пинкасы которого дошли до нашего времени. Результаты «деятельности» данной организации мы можем увидеть и сегодня. Хотя на самом старом кладбище Вижницы советские власти построили стадион, хорошо сохранилось новое, открытое в 1863 году. Расположено оно возле села Чорногузы.

 

Еврейское кладбище под Вижницей

 

Мацевы на еврейском кладбище

 

Акроним на мацеве. Первые буквы строк образуют имя покойного - Пинхас

Вижницкие евреи занимались, в основном, привычным делом – торговлей и ремеслами. В конце 18 века город стал важным пунктом торговли лесом, который по рекам Черемош и Прут сплавляли в Черновцы, а оттуда везли в Бессарабию и на Подолье. Многие евреи держали руку на пульсе и также осваивали различные аспекты лесной промышленности.

 

Особняк богатого еврея-лесопромышленника. По другой версии – здесь размещалось общежитие для хасидов.

 

Первая деревянная синагога в Вижнице была построена в 1777 году. В 1826 была возведена каменная Большая синагога. Она сильно пострадала во время Первой мировой, но была восстановлена в несколько измененном виде. Сегодня здание Большой синагоги – одно из самых приметных в городе, и используется как Дворец культуры.

Бывшая Большая синагога

 

Расцвет еврейской Вижницы начался с 1854 года, когда здесь поселился рабби Менахем Мендл Хагер, внук и тезка основателя хасидского двора в местечке Косов. Вскоре о молодом цадике пошли слухи как о чудотворце, что привлекало к нему евреев со всей Буковины и из-за ее пределов. Хагер основывает в Вижнице свой двор и становится родоначальником вижницкой хасидской династии, которая сегодня является одной из самых многочисленных в мире.

Самым известным хасидским цадиком в регионе в то время был знаменитый рабби Исроэль Фридман из Ружина, двор которого располагался в местечке Садгора (сейчас – район города Черновцы). Двор Ружинера блистал невиданной роскошью, и привлекал он, соответственно, богатых еврейских купцов и предпринимателей. Бедные же евреи больше стекались к Вижницкому двору и приобщались к учению Хагера. Но отношения между цадиками были дружескими, а вскоре они породнились – Менахем Мендел женился на дочери рабби Исроеля. Естественно, Ружинский Ребе оказал значительное влияние на своего молодого коллегу, которое выразилось и в наглядной форме: здание хасидской синагоги в Вижнице, построенное Хагером, было практически точной копией резиденции Исроэля Фридмана в Садгоре. Что касается учения, то вижницкий хасидизм все же считается ответвлением косовского, в то время как ружинский хасидизм стал колыбелью множества других течений – садгорского, боянского, чортковского, гусятинского, а также богушского и стефанештского в Румынии.

 

На переднем плане - комплекс хасидского двора. Синагога слева в низу

Синагога Хагера. Согласно подписи на этой открытке, сам цадик жил тут же

 

Ученики иешивы и учитель на фоне синагоги

 

Вообще, Вижницу можно считать колыбелью хасидизма, и рабби Менахем Мендел Хагер здесь не при чем. В окрестностях местечка в 1727 – 1734 годах проживал человек, впоследствии получивший известность как основатель этого мистического учения – Исраель бен Елиезер Бааль Шем Тов, или БеШТ. Именно после этих 7 лет, которые БеШТ провел в горах, чередуя работу и медитации, он раскрылся как чудотворец и знаток каббалистических тайн. Где-то здесь Бааль Шем Тов познакомился с вождем опришков Олексой Довбушем. Возле Вижницы, у поселка Виженка, на одноименной речке БеШТ обустроил себе микву. Сегодня миква легендарного цадика является объектом паломничества хасидов со всего мира.

 

Миква Бааль Шем Това в Виженке

 

Хасидский двор дал мощный толчок развитию города, который постепенно стал практически полностью еврейским. В 1855 году Вижница стала поветовым центром, что также способствовало поселению евреев. Уже в 1880 году здесь проживало 3795 евреев, что составляло 91% (!) всего населения, а к 1910 году их количество выросло до 5080 человек. О еврейском характере города может свидетельствовать классическая местечковая застройка центральных улиц, хоть и значительно пострадавшая во время войн. Во всем Вижницком повете по состоянию на 1900 год проживало 14002 еврея.

 

Местечковая застройка улицы в Вижнице

След от мезузы на косяке одного из домов

 

В начале 20 века в городе действовало 8 синагог, а хасидский двор представлял собой целый комплекс зданий, включавший синагогу, иешиву, несколько помещений для учебы, общежитие, множество вспомогательных помещений и резиденцию самого цадика. Остальные синагоги классифицировались по профессиональной или конфессиональной принадлежности их прихожан.

В Большой синагоге, или «Большом клойзе», молилось больше всего народу, до пяти различных групп одновременно. Это были крупные торговцы, купцы, промышленники и другие уважаемые люди. В синагоге «Рабби Лейбеле» молились хасиды, приверженцы Садгорского и Боянского хасидизма; в молитвенный дом «Ициг Френкель» приходили торговцы лесом, в «Фордере (передний) бейт мидраш» - извозчики, грузчики и ремесленники. В этой же синагоге проводил время известный тогда в Вижнице каббалист Рафаэль Йегошуа Вейсман. Прихожанами «Верхнего бейт мидраша» были конторские работники и мелкие ремесленники, а синагога «Новая Вижница» собирала всех желающих помолиться, вне зависимости от их профессии или социального статуса. Также существовали синагога для молодежи и синагога «Хевра Тегилим», которая открывалась только по субботам и в праздничные дни. Рядом с Большой синагогой было возведено роскошное здание миквы.

 

Бывшее здание миквы

 

В статье о Вижнице из книги «История евреев Буковины» приводится интересное описание участия женщин в праздничных молитвах. Большинство из них не умело читать на иврите, поэтому в синагоге был специальный переводчик, «firsugern», который дублировал текст на идиш. Переводчик, однако, помогал не всегда. В молитве есть отрывок, когда женщины должны громко рыдать. Часто бывало, что правильно его опознать у женщин не получалось, и они начинали плакать раньше требуемого момента. Тогда их их мужья принимались стучать кулаками по столам с криками «нет, нет, женщины, не сейчас!». Рыдания прекращались и начинались в положенное время…

 

Бывшая синагога для молодежи, сегодня – котельная

Самое отдаленное от центра здание синагоги, сегодня - спортзал художественной школы. Привлекает внимание несимметричное расположение окон восточного фасада. Традиционно синагога имела по 3 окна в каждой стене, что символизировало 12 колен Израиля. Но по центру восточной находился арон-кодеш, из-за чего, вероятно, окна и разместили таким образом.

 

Первая мировая война стала началом заката еврейской Вижницы. Часть евреев эвакуировалась в Вену, впоследствии многие из них обратно не вернулись. В 1915 году в город зашли русские войска, многих евреев выселили в глубь России. Самым сильным ударом стал переезд в Венгрию хасидского двора, который возглавлял тогда внук рабби Менахема Мендела Исроэль Хагер. Новым местом его резиденции стал город Надьвараде (современный Орадя). Следующий Вижницкий Ребе, рабби Хаим Меир Хагер, уже после Второй мировой войны перенес двор в город Бней Брак в Израиле, затем его центр переместился в Хайфу. Здесь, по примеру своих белзских собратьев, хасиды основали район, который получил название Рамат Вижниц.

Во время Первой мировой также сильно пострадали многие здания Вижницы, в том числе Большая и хасидская синагоги. И если Большая синагога после войны была восстановлена, то архитектурный шедевр Хагера спасти не смогли. Множество жилых домов было восстановлено при помощи Джойнта.

Огель основателя династии и его последователей на кладбище в с. Черногузы

Кроме рабби Менахема Мендела, здесь похоронены его сын р. Борух, внук р. Шрага Пайвис из Залещиков, а также р. Исроэль Шалом Йосеф из Меджибожа, сын известного меджибожского раввина Авраама Иегошуа Гешеля.

 

До 1918 года мэр, члены местной управы и практически все чиновники Вижницы были евреями, что не удивительно, учитывая их процент среди жителей города. До 1938 года в Вижнице также был мэр-еврей.

В 1918 году в городе открылась иешива, которой руководил раввин Давид Шнибалг. Благодаря фонду Хаима и Фриды Жваньер при иешиве была основана школа-интернат, которая получала материальную поддержку от промышленника Макса Делфинера из Вены.

В 1919 году город перешел под власть Румынии.

В 1921 году в Вижнице была открыта начальная школа с преподаванием на иврите. И все же количество евреев неуклонно уменьшалось. По состоянию на 1930 год здесь проживало уже только 2666 евреев – 56% от всего населения.

В Вижнице, как и во многих других городах, действовали разнообразные еврейские организации. С начала 20 века были активны сионисты. В 1903 году они организовали первую в городе «Маккабиаду». Со временем были образованы общества Цеирей Цион, Поалей Цион, Бейтар, га-Ноар га-Циони. В доме Буллера проводились заседания Клуба сионистского движения. Председателем вижницкого Общества сионистов долгое время был доктор Йегошуа Глекштерн, один из самых известных в городе адвокатов.

Против сионистов выступала ортодоксальная религиозная организация «Агудат-Исраэль», ей противостояла просионистская религиозная группа «Хапоэль га-мизрахи». Интересно, что нигде не встречается упоминания о противостоянии сионистов и вижницких хасидов, хотя в большинстве городов Буковины, Галиции и Подолья именно хасиды были самыми непримиримыми и активными противниками сионизма.

 

В этом здании располагалась хасидская иешива и миква

Зашифрованная звезда Давида - нужно лишь мысленно увеличить внутренний треугольник...

 

В 1940 году Вижницу оккупировал Советский Союз. Начались преследования религиозных евреев и сионистов. 13 июня 1941 года 31 еврейская семья была выслана в Сибирь. Вполне вероятно, что высланным повезло больше, чем оставшимся… Депортацию планировали продолжить, но помешало начало войны между Германией и СССР.

5 июля 1941 город вновь заняли румыны. В этот же день был устроен еврейский погром, во время которого погиб 21 человек. В городе был создан лагерь, его руководителем стал Е.Дорфман. Уже в августе оккупационные власти депортировали 1820 евреев в Бессарабию, а в октябре еще 121 человека – в Транснистрию. К окончанию оккупации в Вижнице оставалось около 800 евреев.

После войны вижницкие евреи разъехались, хотя еще в 1990-е годы в городе проживало несколько еврейских семей.

 

 

В статье представлены фото автора

Использован материал:

Российская Еврейская Энциклопедия

Selig Ascher Hofer. «Wiznitz. Geschichte der Juden in der Bukowina».

Илья Альтман. «Холокост на территории СССР. Энциклопедия».

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.