Взгляд на кашрут изнутри. Часть 2 - Ujew

Взгляд на кашрут изнутри. Часть 2

Взгляд на кашрут изнутри. Часть 2
Количество просмотров 615 Количество комментариев 0
Автор

В первой части статьи машгиах с многолетним стажем Мордехай Вейц рассказал об учебе и становлении профессионального следящего за кашрутом. В этом материале от портала «Община» мы рассмотрим подводные камни и сложности работы машгиаха. А также маленькие секреты кошерной кухни.

 

Трудно «расслабиться»

Для меня, как машгиаха, есть определенная проблема с тем, чтобы полностью расслабиться на отдыхе, в ресторане, отеле или кафе. Для многих понятие отдыха означает куда-то выйти, прогуляться в центре, приспособленном для развлечений, и самым хорошим отдыхом было бы посидеть в кафе. Особенно шикарно можно было бы провести время в ресторане. А уж если пойти на свадьбу или другое торжество, так это вообще особое событие!

У меня же, действительно, работа накладывает особую специфику на мое восприятие. Даже в качестве клиента я не чувствую, что отдыхаю в ресторане. Меня тянет в сторону кухни, я стараюсь заглянуть, смотрю на подносы официантов, «читаю» многие «знаки», которые другим ничего не говорят, и делаю определенные выводы. Часто, присутствуя в гостях на свадьбе, когда жених под хупой разбивает стакан, я вдруг ловлю себя на мысли, что вот, в этот момент шеф-повар там, на кухне, дает команду разогревать первое блюдо. И думаю: «Так, сейчас там на кухне начали работу… Неплохо бы убедиться, достаточно ли там разделения между рыбой и мясом».

Одним словом, в таких местах я не могу расслабиться. Чувствую, что продолжаю работать. И то, что для других считается верхом отдых, мне не приносит никакого удовольствия. Особенно напрягает громкая музыка – я ее достаточно слышу «по долгу службы» на работе, обеспечивая кашрут на мероприятиях, свадьбах, бар мицвах и т.п.

Для меня лучший отдых – в кругу семьи. Хотя, конечно, посещаю и свадьбы, и бар-мицвы друзей, знакомых. Но в моем случае это уж точно, чисто ради заповеди, а никак не просто «погулять на свадьбе».

Если меня спрашивают, могу ли я быть на сто процентов уверен в кошерности того или иного продукта или заведения, то я без смущения отвечаю, что на сто процентов можно быть уверенным только у себя дома. Общественная кухня никогда не сравнится по уровню кошерности с домашней.

Правда, дома тоже иногда возникает двоякое чувство. Я, конечно, безоговорочно доверяю жене, да и не хочется «брать работу на дом». С другой стороны, я всегда говорю жене, что она должна особенно тщательно все проверять, потому что она же – жена машгиаха, а значит, с нее — особый спрос.

И все же иногда я и дома ловлю себя на мысли, что наблюдаю за ее действиями, как наблюдал бы за работником.

Человеку не нравится, когда за ним наблюдают. Поэтому я выработал «полу-шпионские» методы наблюдения, чтобы не привлекать внимание. Так человеку спокойней, его ничего не раздражает и не отвлекает. Он эффективней делает свою работу. И главное: если человек знает, что за ним наблюдают, он в эти моменты ведёт себя соответствующе, зато когда не наблюдают, он может позволить себе расслабиться и сделать ошибку. Значит, если наблюдаешь за человеком, когда он в расслабленном состоянии — получаешь более достоверную информацию о его работе, в том числе — и о его ошибках.

Так я иногда ловлю себя на том, что использую эту технику, и наблюдая за женой. Если вдруг замечаю ее работающей на кухне.

Но вообще конечно нельзя даже сравнить домашнюю и производственную кухню. Дома – спокойная обстановка, жена — сама себе хозяйка. А производство – это же целая система. И чем больше элементов в системе, тем она менее стабильна. Это – известный принцип. А в системе общественного питания много элементов, поэтому там требуется закладывать очень большой коэффициент надежности. Тут слишком много участников, все нужно учитывать.

Свою кухню хозяйка контролирует 24 часа в сутки, и только ты покупаешь себе продукты – остальные в дом просто не попадут. Совсем не так – с общепитом. Ты физически не можешь находиться 24 часа на месте. Ты же живой человек! Тебе нужно молиться, проверять одновременно несколько процессов. Тебя могут позвать проверить хумус в одной стороне, а кухня-то – большая, и работа не сокращается. И в это время в другой стороне может произойти что-то нежелательное вплоть до нарушения. Поэтому все время нужно заведомо закладывать очень большой коэффициент надежности и устрожать по максимуму. Так получается, что на производстве приходится устрожать больше, чем дома. Нельзя позволить полагаться на послабления. (Хотя и дома этого делать не следует за исключением редких случаев). Стоит один раз разрешить послабление, и потом не оберешься проблем.

Дельные советы

В моей сфере есть много проблем. Все, что так или иначе связано с деньгами – проблемно. К счастью, со временем ситуация улучшается. Но люди не могут проверить каждый частный случай.

Сегодня люди все больше доверяют частным сертификаторам кашрута – бадацам. Но и тут есть свои сложности. Не каждый, кто называет себя «бадац», является гарантом высокой кошерности. Бадац бадацу рознь. В конечном итоге, это — частное предприятие. И, как в любом частном предприятии, есть более и менее высокое качество.

Бывали случаи, когда нечистоплотные люди пытались освоить рынок кашрута, поскольку это — большой финансовый оборот. И принесли немало вреда и ущерба. Особенно широкой общественности, которые в этих делах — не специалисты. С этим борются, но не сразу все выявляется. Поэтому следует тщательно все проверять.

Совет: когда к тебе подходит человек на улице и просит одолжить значительную сумму денег, а ты при этом — праведный еврей, который знает, что предоставлять еврею ссуду в трудный час – это заповедь, и у тебя есть данная сумма в наличии, но, как правило, даже при всем при этом ты проверишь человека, гарантии возврата. Это – когда речь идет об угрозе финансовой потери.

А когда ты приходишь в место общественного питания или покупаешь какой-то продукт внутрь, это же прямиком воздействует на твою душу, станет частью твоей души и может нанести ущерб. Почему же здесь мы не так тщательно проверяем, кто именно давал удостоверение кашрута, что за организация? Но разве можно сравнить финансовые и духовные потери?! Как возместить ущерб душе?

И мой совет: проверять, как бизнес, любой ресторан и кафе, в котором собираетесь отобедать. Это – нормально. Не просрочен ли сертификат, не подозрительна ли выдающая его организация, заслуживает ли она доверия. Не поддельный ли сертификат – такое тоже бывает. А то иногда может висеть на стене очень качественная ксерокопия. Я лично видел, как в некоем ресторане была использована ксерокопия другого ресторана по другому адресу, но ксерокопия — качественная, а кто проверяет адрес? Разве что я как профессионал проверяю.

В Песах я как-то гулял в Тверии на набережной и обратил внимание на множество открытых кафе и ресторанов, и в каждом висело удостоверение о продаже хамца. Причем даже в тех, которые торговали морепродуктами и работали в субботу, у которых не было даже обычно сертификата кашрута. Но справка о продаже хамца – на самом важном месте. Хотя на самом бланке прямым текстом написано, что оно не заменяет свидетельство о кошерности, но люди простодушные и малосведущие, которые все-таки хотели бы питаться кошерно, могут обмануться. Если бы они абсолютно точно знали, что место – не кошерное, никогда бы и не подумали туда зайти. А так дурное начало дает за это зацепиться. Все-таки бланк официальный, от раввината.

Я слышал, что собираются ввести полицию кашрута — в специальной форме, с биркой с именем, с полномочиями допрашивать, брать продукты на анализ, требовать удостоверение личности, брать свидетельские показания. Потому что, действительно, уже много лет число евреев, приверженных соблюдению традиций неукоснительно растет, и хозяева бизнесов всеми правдами-неправдами стараются этих людей заполучить и используют уловки, как хамелеоны, притворяясь кашерным. От всем в Израиле известных, набивших оскомину портретов праведников на самом видном месте до удостоверний кошерности от «бадацев» со звучными названиями — иногда с указанием номера телефона, по которому, нужно отдать должное, грамотно отвечают – но…не существующих.

Известно, что чем больше человек вкладывает в заповедь, тем выше она ценится. Поэтому, к примеру, лучше не пойти в ресторан с сомнительным кашрутом, а устроить вечеринку дома. Конечно, это — намного хлопотней, но зато и уверенней, и спокойней с точки зрения кашрута, да и пройти все может еще веселее.

А когда человек ест в местах с сомнительным кашрутом, то, возможно, он не только нарушает заповедь «очень оберегайте свои души», но и помогает обманщикам и дальше всеми средствами вести нечистоплотную игру. А если они убедятся, что люди тщательно, строго по букве закона все проверяют, то – будем надеяться — это отобьет у любителей наживы охоту продолжать обманывать.

И, конечно, главное нужно помнить, что, соблюдая заповедь кашрута, еврей автоматически выполняет и заповедь «оберегайте ваши души».

 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.