Существуют ли «еврейские» болезни - Ujew

Существуют ли «еврейские» болезни

Существуют ли «еврейские» болезни
Количество просмотров 365 Количество комментариев 0
Автор

Начнем издалека — с чумы, или «черной смерти». Более низкая, по сравнению с христианским населением, смертность от чумы в средневековых еврейских гетто, ставшая причиной многих погромов и даже уничтожения целых общин — во многом миф. Историки приводят разные данные, и если в одних общинах жертв действительно было немного, то другие чума практически полностью уничтожила. Идея о том, что среди евреев те или иные болезни распространены в меньшей или большей степени уже тогда приобрела политический окрас, хотя полноценный научный дискурс о здоровье евреев развился в Новое время.

 

Штетл vs село  

Отношение к медицине и здоровью в бедном еврейском местечке несколько отличалась от аналогичных вопросов в соседнем украинском селе. Популярность лечебной магии как среди местечкового еврейства, так и у украинских крестьян была подавляющей, знахарки обслуживали и тех, и других. Отличия были, прежде всего, в отношении к роженицам и грудным детям. Появление ребенка в еврейской традиции это однозначное благо, детей опекали, да и к кормящей матери по сравнению с сельскими семьями, где крестьянка выходила на работу на третий день после родов, относились куда более бережно. У евреев было мало рождений вне брака, и почти не стояла проблема детоубийств, широко обсуждаемая тогда в российском обществе.    

Неудивительно, что на протяжении всего XIX века в России наблюдалась большая разница в детской смертности — у евреев она была намного ниже, чем у христиан, что объясняет высокие темпы прироста еврейского населения.

Кроме того, предписания иудаизма влияли на бытовую гигиену. Обряд омовения рук изначально не имел гигиенического подтекста, но лучше садиться за стол с чистыми руками, чем с грязными, — эта нехитрая мысль 150 лет назад вовсе не была сама собой разумеющейся.    

Правила кашрута не допускают употребления в пищу мяса больных животных, хотя мясо было редким гостем как в украинских, так и в еврейских домах. Этнограф Федор Вовк писал сто лет назад, что основным продуктом питания крестьян является хлеб, а все остальное — «к хлебу». Недостаточное употребление белков характерно и для еврейского местечка — бедность была повсеместной.

Антрополог Самуил Вайсенберг в своей статье 1911 года «Гигиена в обычаях и нравах древних евреев» изображает иудаизм как абсолютно рациональную систему общественного здравоохранения. Он отдает должное гигиеническим привычкам местечковых евреев, противопоставляя их антисанитарии в украинском селе. Так, религиозные евреи не использовали посуду для функций, не связанных с едой, в то время как крестьянские женщины пользовались кухонной утварью для покраски стен или полов.

Вайсенберг критикует и гигиенические стандарты российской элиты, например, отсутствие рукомойников и мыла в ресторанах и других общественных заведениях, подчеркивая, что чистоплотность евреев может служить примером для всех классов российского общества.

Были свои преимущества и в украинских селах - например, разреженность жилищ препятствовала распространению эпидемий, в то время как скученность домов в штетле ей способствовала.

 

Отношение к евреям сквозь призму здоровья

В конце XIX века были популярны эволюционные теории, объяснявшие, что на протяжении многих поколений евреи жили в неблагоприятных условиях и выработали определенную сопротивляемость инфекционным заболеваниям, то есть произошел естественный отбор. Этой теории придерживался, например, редактор журнала «Восход» Самуил Грузенберг и Мауриций Фишберг — известный врач, занимавшийся проблемами адаптации евреев-иммигрантов из Восточной Европы в Нью-Йорке. Да и среди нееврейских авторов теория естественного отбора была весьма распространена.  

С определенного времени медицинская этнография стала играть важную роль в дебатах о еврейской эмансипации в России. Сторонник эмансипации, ученый еврей при белорусском генерал-губернаторе Моисей Берлин признавал, что среди евреев распространены определенные болезни, но гражданское равноправие нивелирует эти различия. А украинский этнограф, автор гимна Украины Павло Чубинский, цитируя Берлина, приходит к противоположным выводам: мол, если евреи  демонстрируют склонность к этим болезням, то они не желают соблюдать правила рациональной гигиены, поэтому предоставлять им равные гражданские права еще рано.

Столь активное обсуждение еврейского здоровья свидетельствует, что это имело  непосредственное отношение к представлениям об идеальном гражданине. Связь между здоровьем и гражданством типична для государств Европы Нового времени. Например, аббат Анри Грегуар в своем трактате, написанном накануне Французской революции, уверяет, что евреи в силу слабого здоровья — плохие солдаты и… предлагает дать им равные права, чтобы они могли эффективнее защищать страну от врагов. Таким образом, гражданские права находились в непосредственной связи с представлениями о государственной безопасности, ведь больное население не формирует боеспособную армию.

В отличие от Европы, в России дискурс о гражданстве тяготел, скорее, к обязанностям, которые не всегда вознаграждались равными правами. Тем не менее со времен Александра II противников призыва практически не было, напротив, еврейская пресса регулярно печатала материалы о подвигах евреев-солдат — воинская служба считалась предметом гордости, а не повинностью, от которой нужно уклоняться.

Даже те, кто считал евреев малопригодными к армейской службе, выступая против равенства гражданских прав, не оспаривали необходимость призыва как такового.  

В этот период особое значение приобретает критика ментальных качеств евреев, а не физических.

Присяга молодых солдат-евреев 

Сегодня большинство приписываемых 100 лет назад евреям болезней считалось бы последствиями посттравматического синдрома. Хотя в те годы уже начинает развиваться учение о психогении (то есть болезни, обусловленной психической травмой) и ею  объясняют психические расстройства среди солдат на войне, но… на евреев жертв погромов эти теории не распространяются. 

Все ограничивается представлениями о плохой еврейской наследственности и слабой нервной и физической конституции.     

Еврейское здоровье глазами специалистов и «специалистов»

Профессор психиатрии Киевского университета Иван Сикорский и военврач, служивший в Царстве Польском, Эрнест Эриксон вообще считали евреев народом, стоявшим на низшей ступени цивилизационного развития. Оба утверждали, что евреи эгоистичны, не контролируют свои аффекты, не способны ставить общественные интересы выше частных, а посему не заслуживают гражданского равноправия. Сикорский даже подвергся профессиональному остракизму после того, как поддержал обвинение в ритуальном убийстве Андрея Ющинского в деле Бейлиса. Он полагал, что среди евреев распространены симптомы наследственной дегенерации, прогрессирующее вырождение, которое приводит к целому ряду как физических, так и психических патологий. Кроме того, будучи убежденным русским националистом и сторонником ассимиляции национальных меньшинств, Сикорский считал, что у евреев, в отличие от других инородцев, нет будущего в российском государстве.

Эрнест Эриксон, в свою очередь, утверждал, что психические расстройства, которым подвержены и христиане, у евреев приобретают более острые формы, и приписывал  евреям целый ряд негативных моральных черт — эгоизм, дерзость, нечестность, упрямство, трусость. Среди прочего Эриксон считал перетягивание руки тфилин евреями-рекрутами формой членовредительства, которая сознательно или нет препятствует исполнению воинского долга.

В 1912 году в Санкт-Петербурге было создано Общество Охранения Здоровья Еврейского Населения, одним из задач которого стала борьба с негативными стереотипами. С этой же целью проходили публичные лекции, о болезнях евреев было издано несколько брошюр. В 1908 — 12 гг. в Одессе выходил журнал «Еврейский медицинский голос». 

Иван Сирковский                           Лазарь Минор

Характерен случай с 16-летним портным из маленького городка, порезавшим большой палец, после чего у пациента развился паралич всей руки, для лечения которой он приехал в Одессу. Паралич этот носил исключительно психосоматический характер, вызванный страхом парня лишиться «средства производства». Пациент был уверен, что повредил «самое важное сухожилие руки», и никакие объяснения врача не смогли убедить его, что это не так. Тогда врач назначил больному ненужную с медицинской точки зрения, но модную по тем временам электротерапию, и несчастный портной восстановил функцию руки, объясняя исцеление новейшими технологиями.

И в то же время такой еврейский авторитет, как д-р медицины Лазарь Минор, не отрицал у евреев склонности к истерии. Будучи свидетелем высылки евреев из Москвы в 1891 году, он понимал, что такое психологическая травма. Минор приводит длинный список специфических еврейских диагнозов: острый «психоз» молодой еврейки, подозревающей, что за ней следит полицейский (видимо, у нее не было вида на жительство); парализующий страх перед сломанными предметами, появившийся у мужчины после погрома, и т.п. После погрома 1905 года в Одессе местная глазная клиника была наводнена пациентами с глаукомой, ставшей психосоматической реакцией на сцены насилия. Да и помимо погромов в жизни российских евреев того времени хватало травмирующих факторов.

Сегодня медицинская этнография политическое значение утратила и прослеживается лишь в материалах о генетических болезнях, распространенных среди евреев. Как, например, болезнь Тея — Сакса, которой евреи-ашкеназы подвержены в значительно большей степени, чем  другие этносы. Этот феномен является частью дискурса о еврейских корнях. Надо сказать, что многие еврейские пары в США, да и в Израиле, проходят до свадьбы генетическое тестирование для выявления, в частности, гена болезни Тея — Сакса. Недавно в популярном сетевом американском еврейском журнале Tablet появилась любопытная история, рассказанная девушкой, выяснившей, что и она, и ее жених-нееврей, являются носителями этого гена. Автор воспринимает это как свидетельство, что у избранника есть еврейские корни, у него даже обнаружилась какая-то прабабушка, иммигрировавшая  из Центральной Европы, которая теоретически могла быть еврейкой. Так что и здесь без медицины не обошлось.

 

Источник: hadashot.kiev.ua

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.