Иудаизм и этические проблемы медицины - Ujew

Иудаизм и этические проблемы медицины

Иудаизм и этические проблемы медицины
Количество просмотров 186 Количество комментариев 0

Во все времена и у всех народов одним из приоритетных направлений в медицине являлось профилактическое. "Болезнь легче предупредить, чем лечить".

Галаха тоже уделяет большое внимание профилактике заболеваний. Ее главная идея - не стоит относиться к возникновению болезней, как к чему-то неизбежному, а надо предпринимать все возможное, чтобы их не было. Цель и венец сотворения мира - человек. "Один человек равноценен всему сотворенному миру" и "Каждый, спасающий одну душу, как бы спасает весь мир" (Вавилонский Талмуд).

В Торе господствует представление о единстве всего сущего, и человек не делится на два раздельных элемента - тело и душу. Человек в целом - это "живая душа", живой человек. Сотворение человека - единый акт. В связи с этим в еврейской традиции забота о собственном здоровье, а не только о душе, считается одним из главных галахических принципов, основанных на законах Торы. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье, о своем организме, беречь его, ибо слова Торы "Берегите же очень души ваши" (Дварим 4:15) понимаются в Талмуде и комментариях еврейских мудрецов, как галахическое правило, гласящее, что каждый из нас должен поддерживать свое здоровье, "душу", используя самые современные медицинские достижения. Никому не дано права наносить себе увечья, губить себя, принимать разрушительные наркотики или совершать самоубийство.

Мы не имеем права подвергать себя опасности безрассудно. Не нужно рисковать напрасно в надежде, что нас спасет чудо. Провидение не защитит нас и не спасет, если мы ведем себя беспечно. Это указание распространяется и на заботу родителей о физическом здоровье и благополучии детей. "Человек должен почитать свою жену и сыновей, обеспечивая их одеждой и едой больше себя, ибо они зависят от него, а он зависит от Вс-шнего, сотворившего Вселенную", - говорится в Талмуде. Для сохранения здоровья, согласно Галахе, человек обязан стремиться к правильному питанию, устранять вредные элементы из своего внешнего окружения, избавляться по возможности от психосоциального стресса и получать всестороннюю медицинскую помощь в случае заболевания. Когда речь идет о детях, ответственность за их здоровье и развитие несут родители.

Одним из величайших представителей средневековой медицины является ученый, философ и талмудист Рамбам (рабби Моше бен Маймон, или Маймонид, XII век), который, кроме многих написанных им специальных книг по медицине, уделил в своих философских и законодательных трудах большое внимание медицине профилактической. В числе прочих мер Рамбам уделял внимание гимнастике как лечебному и профилактическому фактору. Он считал, что физические упражнения следует проводить регулярно, но умеренно: они не должны вызывать одышку или переутомление. "До тех пор, пока человек достаточно двигается, не ест чрезмерно и заботится о нормальном режиме пищеварения, никакая болезнь его не постигнет. Сидящий же без дела и не выполняющий никаких физических упражнений всю жизнь будет страдать от различных недугов, силы его будут чахнуть, даже если он следит за здоровым питанием".

Рамбам придавал первейшее значение правильному питанию - для сохранения здоровья, и диете - при лечении больных. Этика и диететика у него взаимосвязаны. Рамбам был противником обильного питания. "Чрезмерная еда, - считал он, - это смертельный яд для организма. Большинство болезней, которые постигают человека, происходят от неправильного питания, и в первую очередь - от чрезмерной еды". Маймонид советовал здоровым людям принимать за едой несколько глотков разбавленного в воде вина; он находил в этом пользу для пищеварения, а при укусах ядовитых животных и насекомых - даже в больших количествах. Но он предупреждает также об опасности употребления напитков в количествах, вызывающих опьянение, ибо "ими увлекаются противники Б-га и они вредны для здоровья; кто напивается допьяну - грешник, потерявший разум до непристойности".

 

Рамбам

Маймонид первым из крупных ученых оценил значение санитарного положения в городах. "Дома должны быть высокими и просторными, хорошо освещенными солнцем и продуваемыми северными ветрами, ибо солнце уничтожает плесень и гниль, витающие в воздухе. Уборные следует максимально удалять от мест проживания. И надо улучшать воздух и осушать его благовониями, воскурением и различными ароматами - всем, что может его освежить".

Эти же принципы отражены в широко распространенном бытовом своде правил ортодоксальной нормы еврейской национальной жизни "Кицур Шулхан Арух". Вот несколько выдержек из него.

1. Забота о здоровье своего тела входит в общую задачу служения Б-гу. Поэтому еврей обязан избегать всего, что может повредить его здоровью, и прилагать все усилия к тому, чтобы поддерживать и укреплять свое здоровье.

2. Чрезвычайно важное значение для сохранения здоровья имеет правильное пищеварение. Прежде всего, не следует есть слишком много: это мешает желудку работать правильно, подобно тому, как большое количество дров мешает огню разгореться. В зависимости от возраста, времени года, погоды следует разнообразить свою пищу. В молодости человек должен есть больше, чем в старости; пища, потребляемая пожилым человеком, должна быть более легкой; летом, в жару, надо есть примерно на треть меньше, чем зимой.

3. Многое из того, что сказано в повествовательной части Торы, может и должно служить нам указанием. Так, слова: "В поте лица своего ешь хлеб" (Берешит 3:19) обращают наше внимание на то, что полезно для здоровья заниматься физической работой.

4. Полезно питаться, учитывая особенности своего темперамента: следует выбирать пищу по контрасту. Например, человек эмоциональный и вспыльчивый не должен увлекаться острой пищей и алкоголем - ему полезней кислая пища и прохладительные напитки. И наоборот - человек флегматичный должен есть такую пищу, которая пробуждает человеческое тепло.

5. Есть нужно тогда, когда чувствуешь настоящий голод. От этого надо отличать случаи, когда при виде вкусной еды или даже при мысли о ней появляется аппетит - это не что иное, как просто вожделение к еде.

6. Очень вредно есть рыбу вместе с мясом и даже с мясным соусом. Есть также обычай не есть рыбу и молочную пищу вместе (однако к сливочному маслу он не относится).

7. Считается крайне нежелательным, чтобы на пищу попала даже капля человеческого пота, так как предполагается, что он чрезвычайно вреден (исключение составляет лишь пот лица). По этой причине нельзя прятать пищу под нижней одеждой. Нельзя брать в рот деньги, так как на них может быть пот от рук, даже своих. Кроме того, они проходят через руки множества людей, среди которых могут быть и больные.

8. Запрещено есть пищу, которая вызывает отвращение или даже хорошую пищу из посуды, которая человеку неприятна. Этот запрет следует из призыва "Не оскверняйте душ ваших" (Ваикра 11:43). Нельзя есть грязными руками - это подпадает под тот же запрет.

Еврейская культура предписывает уважительное отношение к собственному телу. Человеческое тело - самая чудесная и сложная система во Вселенной. Оно предназначено Б-гом для высшей цели. Поэтому мы должны ценить и уважать свое тело. Подобающий уход за телом, забота о его чистоте, об одежде - это мицва. В то же время иудаизм предостерегает от другой крайности - преувеличенного внимания к своему телу, когда его из орудия, предназначенного для исполнения Б-жественных планов, превращают в языческого идола, служащего удовлетворению наших низменных потребностей. Как и во многих других бытовых вопросах, иудаизм следует здесь принципу "средней линии". Как иллюстрация такого подхода в еврейской традиции приводится притча "Исполнение мицвы".

Однажды ученики Гилеля Старшего спросили его, куда он направляется. "Я иду исполнить мицву", - ответил он. В ходе дальнейших расспросов выяснилось, что Гилель шел в баню. "И это - мицва?" - удивились ученики. "Подумайте только, - сказал он, - римляне назначают специального человека, единственной обязанностью которого является мыть статуи их великих людей, установленные в залах бань и театров. За это им хорошо платят, с ними поддерживают знакомство выдающиеся люди империи. Так неужели тело, дарованное нам Б-гом, для нас менее важно?"

Молитва как путь к духовному и физическому здоровью

Однако, если никакие профилактические меры не смогли защитить человека от заболевания, то "Кицур Шулхан Арух" советует осмыслить свои поступки и обратиться к молитве.

Молитва предполагает непосредственное обращение к Б-гу за помощью. При этом искренность чувств и мыслей, которые возникают из ощущений кризиса ввиду болезни, придают молитве особую силу. Мидраш говорит: "Молитва больного о самом себе ценится больше, чем просьбы других о нем". Мидраш добавляет, что когда человек заболевает, ему как бы говорят с небес: "Хочешь выздороветь? Предъяви свои заслуги". Но если сравнить число заслуг и проступков человека, то итог, может быть, будет явно не в его пользу, а поэтому при недомогании человек, прежде всего, обязан проанализировать свои ошибки и преступления и совершить тшуву (раскаянье). Раскаянье и добрые дела - лучшие адвокаты, которые могут защитить человека в самых тяжелых ситуациях. Традиция утверждает, что даже если 999 ангелов обвиняют человека перед Небесным Судом, а 1 защищает, этого уже может быть достаточно для его оправдания.

Мудрецы говорят, что человек должен постоянно молиться, чтобы не заболеть. "Шмоне эсре" ("18 благословений") - основная еврейская молитва, которую читают 3 раза в день, содержит "молитву за исцеление" как самого читающего, так и всех других нуждающихся в этом сынов народа Израиля. Считается важным, чтобы тот, у кого в доме кто-то заболел, прочел специальную просьбу о его выздоровлении в своей молитве "Шмоне эсре" и попросил прочитать во время общественной молитвы особую молитву - "Ми ше-берах". Так как эти действия усиливают озабоченность одних евреев о судьбе других, они ведут к исправлению мира, и через это - к выздоровлению больного.

Цдака (пожертвования) - это еще одно средство оправдать человека перед Небесным Судом.

Наконец, когда человек опасно болен, добавляется еще один метод: изменяют имя больного (или, по принятому уже в наше время обычаю, имя не заменяют, а "дополняют": мужчине к его прежнему имени прибавляют имя "Хаим", а женщине - "Хая" (значение обоих - "жизнь"). Обычно новое имя ставят первым.

Тем не менее, не надо рассчитывать, что помощь Б-га придет именно сверхъестественным путем. В большинстве случаев религиозная традиция прямо связывает здоровье с деятельностью врача.

 

Источник: www.machanaim.org

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.