О нравственности клонирования в еврейской традиции - Ujew

О нравственности клонирования в еврейской традиции

О нравственности клонирования в еврейской традиции
Количество просмотров 126 Количество комментариев 0

Научные прорывы всегда приветствуются похвалами и энтузиазмом широкой публики. Но идея клонирования человека, как правило, принимается с недоверием и тревогой. В чем  же причина?

С одной стороны, мы способны представить некоторые возможные сценарии, в которых клонирование смогло бы помочь спасти человеческую жизнь. Например, давайте предположим, что у вас есть только одна почка, а затем обнаруживается, что вы единственный донор, способный спасти вашего брата, который умрет, если не получит от вас новую почку. Вы можете клонировать себя, а затем использовать одну из новых почек, чтобы спасти жизнь вашего брата. Это позитивный сценарий.

С другой стороны, огромна возможность злоупотреблений. Самая страшная идея — «выращивать» людей в «пробирках», чтобы впоследствии «собрать урожай» в виде их тел для использования запасных частей. Не так уж сложно представить себе недобросовестного мультимиллионера, клонирующего свое тело про запас, на случай, если ему когда-нибудь понадобится почка, сердце, глаз и т.д.

Еще один вариант потенциального злоупотребления — это создание класса «безмозглых», нерассуждающих рабочих-клонов. Если целью клонирования является формирование существа, которое бездумно следует предписанным указаниям, — тогда исполнение подобной цели абсолютно противоречит иудаизму. Наша традиция поощряет независимое мышление. На самом деле, наиглавнейшей целью еврейского родителя, учителя или раввина является развитие самостоятельного мышления. Вот почему Талмуд утверждает, что родители несут ответственность за обучение своих детей тому, как читать и писать, учиться Торе (приобретать жизненную мудрость), зарабатывать средства к существованию и т.д. 

Иудаизм говорит, что в мире нет ничего, что в своей основе является однозначно добром или злом. Есть только потенциал для добра и зла. Даже то, что мы обычно воспринимаем со знаком «минус», как «плохое», — например, возмущение, — можно использовать для хорошего: например, возмущение несправедливостью.

Точно так же что-то, что мы обычно воспринимаем как «хорошее» — например, отдавать, одаривать кого-либо — может быть использовано для перенасыщения или удушения изобилием, или чрезмерного гостеприимства, подавляющего и угнетающего того, на чью голову высыпаются эти бесчисленные, ненужные ему дары. Талант, образование и мудрость обладают только потенциалом добра или зла.

Опросы показывают, что большинство людей выступают против клонирования человека из-за большой вероятности злоупотребления. По-видимому, люди воспринимают современное общество, как сугубо безответственное и ненадежное. Ядерная энергетика со всеми ее потенциальными позитивными возможностями остается угрозой для жизни всего человечества.

Подобно Франкенштейну, клонирование также создается человеческим интеллектом, но в то же время может иметь опасную тенденцию выйти из-под контроля, опередить в своём развитии возможности человеческого надзора и превратиться в неуправляемую разрушительную стихию.

Раввин Моше Тендлер с горечью говорит: «Реальная проблема в том, что всякий раз, когда человек совершенствует мастерство в управлении и познании человека, это всегда означает порабощение человека».

 

https://www.imrey.org

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.