Кашрут в Израиле для новичков - Ujew

Кашрут в Израиле для новичков

Кашрут в Израиле для новичков
Количество просмотров 151 Количество комментариев 0
Автор
Яков Кац

Еврейская религиозная традиция уделяет большое значение качеству продуктов питания. Требования к выбору исходных продуктов и их приготовлению определены в Торе. Нельзя, например, есть свинину, мясо кроликов, раков и т. д. Есть определенные правила определения - какие животные являются кошерными, а какие - нет. Молочные продукты и плоды растений - кошерны. Но нельзя одновременно есть мясное и молочное. Между ними должен пройти перерыв в несколько часов. Когда я через неделю по приезду в Израиль выставил одному религиозному товарищу угощение, в котором была колбаска и салат со сметаной, это был такой конфуз...

Даже блюдо из кошерных продуктов может считаться некошерным, если оно приготовлено без соблюдения правил кашрута (то есть определенных правил гигиены). В 1998 году, в год нашего приезда, 99,9% израильских магазинов и ресторанов в еврейских районах были кошерными. Это означает, что все фабрики, изготавливаемые поставляемую туда продукцию, были под наблюдением раввината.

Надпись "Кашер" есть на любом товаре в любом кошерном магазине. Кроме того, кошерный магазин или ресторан не имеет право работать в субботу и в праздники.

Очень важный факт: подавляющее большинство еврейского населения страны ест только кошерные продукты, даже если они не носят кипу. Выходцы с Востока ревностно соблюдают традиции предков. Выходцы из стран Европы в массе своей более атеистичны, но и их связь с еврейской традицией никогда не прерывалась, и большинство из них тоже соблюдают кашрут.

Просто люди уверены, что только кошерная пища, созданная по правилам, выработанным вековым опытом, является здоровой и полезной для организма, и вы никогда не сможете убедить их в обратном.

И все эти люди, убежденные, что следует есть только кошерное, никогда не пойдут в ресторан или магазин, если он не имеет удостоверения о кашруте.

Теперь представьте себе, что означает для такого магазина или ресторана лишение удостоверения кошерности - они сразу же прогорали.

Сравнительно небольшая алия идеалистов 70-х годов из СССР, стремясь влиться в израильское общество и стать его полноправными членами, эту традицию не разрушила.

Но - я хочу особо подчеркнуть - израильские законы никогда никому не запрещали есть некошерные продукты и никакого преследования за это нет, не было и не будет.

Отмечу, что арабский кашрут (халяль) аналогичен еврейскому - свинину они тоже не едят, для них свинья - это смертельное оскорбление.

В Израиле запрещен импорт некошерного мяса - кусочек сала из Рязани привезти в качестве гостинца, конечно, можно, а в промышленных масштабах - нет.

Свинину производил один кибуц Мизра, обеспечивая христиан - арабов и евреев, которые хотели ее есть.

В Реховоте в 1989 году был один-единственный маленький некошерный магазинчик, который держали румыны. Кто хотел, тот мог свободно приходить туда и покупать любые свиные деликатесы, но, помню, этот магазин в основном пустовал.

Алия из СССР, начавшаяся в 1989 году, эту картину сильно изменила.

Правда, те, кто приехал из республик Средней Азии, в основном, соблюдали традицию, но выходцы с европейской части о традиции не имели представления и к свинине относились с очень большим уважением. Я их не осуждаю, коммунисты лишили корней все нации в СССР, и евреи не были исключением.

В представлении большинства евреев Израиля, кошерность - неотъемлемый признак еврейства. Я уверен, что одна из основных причин (если не основная) охлаждения отношения местных к олимам из СССР - они не видели в нас евреев, а приезд русских им был не нужен - они не хотели менять характер с таким трудом созданного и отвоеванного большой кровью государства.

Я никого здесь не осуждаю - ни одна сторона не виновата - я просто констатирую факт.

Русская алия создала параллельную экономику, существующую наравне с традиционно израильской и практически не пересекающуюся с ней. Составной частью этой экономики стали некошерные магазины и рестораны. В них вы можете найти все, что душа желает. Доставят с любой точки планеты, был бы спрос. В некоторых городах раввинат предпринимает попытки вытеснить эти торговые точки за пределы города, но они оказываются безуспешными. Конечно, в таких ультрарелигиозных районах, как центр Бней-Брака или Меа Шеарим в Иерусалиме некошерная точка невозможна по определению - разгромят в первый же день, но во всех остальных частях Израиля, где селятся олимы (а они селятся везде) возникают и множатся некошерные магазины и рестораны, где выходцы из СНГ найдут все свои любимые деликатесы. И существуют параллельно два типа торговых точек.

У меня есть, конечно, своя точка зрения по данному вопросу, мое мнение жестко однозначно, но я его выскажу как-нибудь в другой раз. А в этой заметке я только констатировал существующие факты.

 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.