Куда же двинулся Исход?

Куда же двинулся Исход?
Количество просмотров 171 Количество комментариев 0

 В преддверии Шавуота, одного из трех самых значительных праздников еврейского народа, попытаемся, по традиции, проследить некоторые, не совсем ясные исторические детали.

 

 Итак, что же мы знаем о горе Синай, она же гора Хорив, на которой Моисей получил заветные Скрижали? Традиция связывает эту географическую точку с одной из вершин Синайского хребта Джабаль-Муса ("гора Моисея"), расположенного в южной части Синайского полуострова. И вот тут начинается самое интересное. Оказывается, традиция эта не имеет никакого отношения к еврейской. Гору Джабаль-Муса "назначили" местом получения Торы... христианские монахи в 4 веке! В 330 году здесь по указанию императрицы Елены, матери Константина Великого, были проведены раскопки, и вскоре возведена церковь, впоследствии выросшая в монастырь Святой Екатерины. На горе Синай есть и мечеть - арабы также почитают это место, да и арабское название говорит само за себя.

 

 Рассмотрим наиболее популярный вариант маршрута Исхода, предлагаемый историками. Для этого нарисуем простую схему:

 

Классическая схема Исхода.

 

 Что мы здесь видим? Выйдя из земли Гошен, евреи пересекли Суэцкий залив Красного моря. Это и есть то самое место, называемое в Торе Тростниковым, или Чермным морем, по дну которого Моисей провел беглецов. Далее они следуют на самый юг Синайского полуострова, где и расположен Синайский горный массив. Этот массив состоит из трех параллельных горных хребтов, тянущихся с северо-запада на юго-восток. Средний из этих хребтов называется сегодня Синайским. Он имеет две вершины - Джабаль-Муса (2250 м над уровнем моря), и Рас-Сафсаде (2000 м над уровнем моря).  

 

«На третье новомесячье после выхода сынов Израиля из Египта, в тот самый день, пришли они в пустыню Синай. И двинулись из Рефидима, и пришли в пустыню Синай, и остановились в пустыне, и остановился Израиль напротив горы». Шмот, 19:1- 19:2.

 

 Здесь есть некоторое расхождение в мнениях исследователей. Часть из них считает, что это место стоянки - современное плоскогорье Вади-эль-Себае, как раз расположенное напротив южной вершины Синайского хребта - горы Джабаль-Муса. Некоторые же идентифицируют ее с равниной Эль-Раха, площадью около 2,5 кв. км. Аргументируют они свое мнение тем, что только на этой, довольно большой территории, смогло бы около года прожить достаточно большое количество людей. В этом случае Синай отождествляют с   северной вершиной хребта, горой Рас-Сафсафе. Название "Синай" специалисты вообще переводят как "многовершинная гора", и это говорит о том, что библейские события происходили именно на подобном горном хребте, а не на отдельно взятой ярко выраженной вершине. В живописи еще к 15 веку образовалась традиция, согласно которой гора Синай изображалась в виде двух или трех вершин.

 

"Гора Синай". Эль-Греко, Моденский триптих, 1570 г.

 

 Ну и после получения Скрижалей с горы Синай евреи выдвигаются в сторону земли Кнаан, проведя в дороге 40 лет и пережив множество разнообразных приключений, описанных в Торе. 

 

 Что же смущает в этой версии? Во-первых, предполагаемый маршрут Исхода не сильно согласовывается с таким крюком, который пришлось сделать в этом случае евреям. Они ведь должны были направляться в землю Кнаан, в то время как юг Синайского полуострова - это совершенно противоположная сторона. Вариант, что, мол, надо же где-то было 40 лет гулять, мы отбрасываем - эту продолжительную экскурсию Бог подкинул евреям после греха разведчиков, который случился уже после дарования Торы. Во-вторых, посмотрим на схему внимательно. Чтобы выйти из дельты Нила на Синайский полуостров, евреям нужно было идти строго на восток, где Суэцкий залив практически заканчивается, и его можно было бы спокойно пересечь, без каких-либо водных процедур. Но схема показывает, что шли они из земли Гошен на юго-восток, где уперлись в широкую часть залива. Тут и пришлось Моисею с Божьей помощью показывать свой знаменитый фокус с рассечением морских вод. Но все люди не могли не знать, что впереди море и дороги дальше не будет. Поверили своему вождю, надеясь на чудо? Когда стоит вопрос жизни и смерти, в чудеса как-то не особо верится. В Торе бесчисленное количество примеров, когда народ Моисею не верил в гораздо менее критических ситуациях...

 

 Ну и что, что не по пути, спросите Вы. Ведь Моисей-то точно знал, где эта гора - именно на ней ему первый раз открылся Бог и приказал вывести еврейский народ из Египта.

 

"А Моше пас скот тестя своего Итро, правителя Мидьяна, и погнал он скот на ту сторону пустыни, и дошел до горы всесильного в Хореве". Шмот, 3:1.

 

Значит, Моисей четко знал место, где будет получена Тора, и целенаправленно вел народ к нему. Но! Почему мы решили, что это должен быть юг Синайского полуострова? Моисей пас скот Итро, и жил, соответственно, в Мидьяне. Еще раз смотрим на схему: где расположен Мидьян, и где  - гора Джабаль-Муса. Далековато друг от друга, не так ли? Вряд ли правитель Мидьяна разводил беговые породы овец, способных преодолевать такие расстояния, и водные преграды в придачу. Мидьян - это территория современной Саудовской Аравии. Один из древнейших населенных пунктов, расположенных максимально близко к Синайскому полуострову и Египту, расположен на восточной стороне Акабского залива и называется Эль-Бад. Это место кажется наиболее подходящим для резиденции правителя Мидьяна, поскольку других крупных городов в то время поблизости не было. Также не стоит в поисках дома Итро забираться сильно вглубь Аравийского полуострова - Моисей и так преодолел впечатляющие расстояние от земли Гошен до побережья Акабского залива, и еще дальше зайти было бы довольно проблематично. Три с половиной тысячи лет назад со скоростными электричками в регионе было не очень...

 

 В окрестностях Эль-Бада есть один горный хребет, вполне подходящий по описанию - Джабаль-Эль-Лоз. И вероятность того, что именно возле него проходил пасший мидьянских овец Моисей, намного больше, чем вероятность визита к Синайскому хребту. К этому же мнению склоняется Иосиф Флавий, в книге "Иудейские древности" писавший, что к этой горе опасается подходить местное население, так как считает ее местом обитания Бога. Другой известный историк, Филон Александрийский, также пишет о том, что гора Синай расположена к востоку от Синайского полуострова и к югу от Палестины. Что же касается путаницы в географических наименованиях - гора Синай и не на Синайском полуострове, как же так - мы знаем, что многие используемые в Торе топонимы появились в обиходе гораздо позже описываемых событий, как, например, топоним Гошен (Гессем).

 

 Как же, в таком случае, выглядит маршрут Исхода?

 

Схема альтернативного маршрута Исхода.

 

 Здесь все выглядит намного логичней, чем на предыдущей схеме. Евреи вошли на Синайский полуостров в удобном месте, не создавая себе лишних препятствий в виде широкой части Суэцкого залива, и двинулись по существовавшему в то время торговому пути через пустыню в сторону Мидьяна. На берегу Акабского залива их настигло войско египетского фараона, и именно здесь произошла описанная в Торе чудесная подводная переправа. И получение заветных Скрижалей состоялось на Аравийском, а вовсе не на Синайском полуострове.

 

 Как бы то ни было, в еврейской традиции не сохранилось указания на конкретное место, которое можно было бы идентифицировать как библейскую гору Синай. Точно так же, как не известно место захоронения самого Моисея - хотя арабы, например, уверены, что гробница "пророка Мусы" находится в долине Букеа в Иудее. И пусть нельзя считать стопроцентно истинными версии, возникшие более тысячи лет спустя после произошедших событий, и в других религиозных течениях, не особо знакомых с еврейскими традициями. Но, безусловно, их следует принимать во внимание, пытаясь совершить сенсационное историческое открытие...

 

А может, Синай тут вообще не при чем? И дело происходило... в Украине???)))

 

Автор: Евгений Шнайдер, г. Днепропетровск

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.