Капарот - Ujew

Капарот

Капарот
Количество просмотров 900 Количество комментариев 0

Накануне Йом Кипура принято совершать обряд искупления — «капарот» (европейские евреи это слово произносят так: «капойрес»). Нет, в принципе капарот можно делать в течение всех десяти Дней трепета, но согласно Каббале лучше всего это делать в день предшествующий Йом Кипуру, причем на рассвете.

Как делают капарот? Каждый мужчина приобретает живого петуха, а женщина – курицу (для беременной женщины берут двух кур и одного петуха: одна курица - для нее самой, другая курица и петух - для плода, пол которого не известен). Если невозможно достать петуха, разрешается приобрести гуся или других кошерных птиц, животных и даже рыб. В самом крайнем случае можно провести капарот «на деньги», взяв сумму равную стоимости петуха или курицы, хотя с птицей все-таки лучше.

Взяв птицу в правую руку, читают установленный мудрецами текст, а затем вращают ею над головой, говоря: «Это – моя замена, мой заместитель, мое искупление. Этот петух умрет, (или «пусть эти деньги пойдут на благотворительные цели») а мне предстоит долгая, добрая и мирная жизнь». Эти слова произносятся трижды.

Не следует думать, что тому, кто совершает капарот, прощаются все грехи. Слово «искупление» нужно понимать как «замену вместо меня в качестве выкупа», то есть, как бы вместо нас умирает петух. И очень важно это хорошо понимать!

После этого петуха/курицу режут, а мясо отдают бедным людям (или продают птицу, а ее стоимость отдают на цдаку).

Что можно использовать для капарот?

Мужчина берет петуха, а женщина – курицу. Желательно, чтобы птица была белого цвета, что символизирует чистоту от греха. При этом нельзя специально выискивать где бы купить белую птицу, так как это уже походит на нееврейский обычай (даркей а-эмори и хок акум). Используют именно петуха (и курицу), так как петух в Талмуде называется «гевер» (мужчина), то есть получается, что берем «мужчину» за мужчину. Кроме того, петухи и курицы более доступны, чем другие животные.

Согласно некоторым мнениям можно также взять для капарот кошерную рыбу или других кошерных птиц и животных. Однако нельзя брать птиц и животных, подходящих для жертвы, так как в таком случае обряд будет выглядеть как жертвоприношение, а это большой грех – приносить жертву вне Храма. По этой же причине Хазон Иш и Стайплер не делали рукоположение на капарот, так как рукоположение делали перед жертвоприношением в Храме.

Вместо птицы можно также взять деньги и делать капарот на них. Логично, что следует брать сумму, как минимум, равную стоимости курицы, однако лимита не устанавливается, и так как эти средства идут в цдаку, то каждый увеличивающий сумму пожертвования будет благословлён. Интересно отметить, что наш праведный учитель — рав Ицхак Зильбер, благословенной памяти, использовал для обряда капарот деньги.

Средства для обряда капарот нельзя брать из маасера (десятина).

Кто делает обряд капарот?

Принято, чтобы обряд выполнялся для каждого человека, даже для еще не родившегося ребенка. Один человек может сделать капарот для другого человека, но важно, чтобы он сам, прежде, совершил обряд для себя. Так, например, отец сначала делает капарот для себя, а потом для детей. При этом каждый раз нужно произносить текст молитвы.

Если нет достаточных средств, то двое человек одного пола могут объединиться и совершить обряд одновременно. В таком случае каждый должен читать молитву за себя, но при этом не нужно говорить «Душа за душу» в тексте молитвы. По всей видимости, также следует держать капарот вместе.

Беременная женщина берет курицу, и петуха – на случай, если родится мальчик (если родится девочка, то на нее действует капарот мамы). Есть мнения, что ей следует делать капарот на две курицы и петуха, так как совершение капарот мамой не засчитывается плоду, даже если это девочка.

Берут в руки птицу (или деньги) и произносят следующий текст:

Сыны человеческие - узники, сидящие во мраке, в могильной тьме, закованные в железные цепи и кандалы. Вывел он их из мрака, из могильной тьмы. Разбил оковы их. [восхвалят всевышнего] те, кто был лишен разума из-за преступных путей своих и страдал из-за своих грехов. Не принимала душа их никакой пищи, и дошли они до врат смерти. И воззвали они к господу в несчастье своем, и он спас их из беды. Послал он им слово свое, и исцелил их, и спас их от гибели. Восхвалят они господа за доброту его и за чудеса, [которые явил он] сынам человеческим. Если есть у человека ангел-заступник, передающий ему тысячную часть [сказанного всевышним], то слова [эти] — о справедливости всевышнего. И помилует [всевышний] этого человека, [поверившего в его справедливость], и скажет [ангелу-спасителю]: «Воспрепятствуй его падению в преисподнюю. Я нашел [возможным] выкупить его».

Произнося следующие слова, поднимают над головой птицу (или деньги) и трижды совершают вращательное движение рукой, в которой держат птицу (деньги)

Это — замена мне; [прими] это вместо меня; это — выкуп мой.

И продолжают

Пусть уделом этого петуха (этой курицы) станет смерть (пусть эти деньги пойдут на благотворительные цели), а моим уделом — благополучная долгая жизнь и мир.

Все вышесказанное повторяют трижды и в том же порядке

Когда делают обряд капарот?

Можно делать капарот с поста Гедалии, однако особенно рекомендуется производить этот обряд ночью в канун Йом Кипура (по окончанию слихот после полуночи), так как в это время преобладает качество милосердия. Поскольку, согласно законам шхиты, необходимо делать шхиту при свете, то в таком случае необходимо обеспечить качественное освещение. Многие, из опасений сделать некачественную шхиту, предпочитают проводить обряд утром перед Йом Кипуром, при свете дня (при этом важно, чтобы шхита была совершена до Йом Кипура). Если же обряд выполняется деньгами, то это вполне можно сделать ночью после слихот.

Что делать, если курица оказалась некашерной?

Если была проблема в шхите, то обряд не считается выполненным. Если же курица оказалась трейфа, то по ряду мнений обряд считается выполненным, а по другим мнениям – не выполненным. Если делать капарот с помощью денег, то этих проблем нет.

Почему лучше делать обряд капарот с помощью денег?

1. Нет проблем с неправильной шхитой и с трейфой

2. Можно сделать в идеальное для капарот время – ночью накануне Йом Кипура

3. Полная гиматрия слова «кесеф» — «каф», «самах», «фей» равна гиматрии слова «капара». То есть существуют основания для обряда с деньгами.

4. По некоторым мнениям (Стайплер — рав Яаков Каневский) человек, который всегда делал капарот на птицу, и вдруг столкнулся с трудностями достать птицу и вынужден делать капарот на деньги, обязан сделать «атарат недарим».

5. Физически это намного проще.

6. Помощь бедным (а это очень важный элемент обряда) намного эффективнее осуществлять деньгами, чем курицей. Тем более, что даже в случае осуществления капарот на курицу принято выкупать эту курицу за деньги, и передавать эти деньги бедным, чтобы они не чувствовали себя плохо от того, что им досталась «курица с вашими грехами».

Почему лучше делать обряд капарот на птицу?

1. Более ярко ощущается идея капарот.

2. По Каббале нужно делать именно на петуха (курицу).

3. Возможность выполнить заповедь «покрытие крови» (покрывание крови землей после шхиты). Кстати, законоучители отмечают, что предпочтительней, чтобы человек назначил шойхета своим посланником для выполнения этой заповеди.

Некоторые интересные нюансы обряда

1. Есть места, где принято кидать птицу, для того чтобы была аналогия с казнью «скила» (забрасывание камнями, когда виновного кидают в яму на камни и затем, при необходимости, забрасывают камнями сверху). Очень важно делать это после шхиты, а не до, так как иначе возможны проблемы с трейфой (также может быть проблема с причинением ненужного страдания животному – «цар баалей хайм»).

2. Беременная женщина делает обряд за еще не родившегося ребенка, несмотря на то, что плод еще не совершил никаких грехов по двум причинам: чтобы плод не пострадал, если на него что-либо постановлено (Стайплер), и за грехи в своем прошлом воплощении (Рав Пинхас Шайнберг).

3. Если плоду еще нет 40 дней, то, по мнению рава Вознера, не нужно делать капарот, а по мнению рава Хайма Каневского – нужно.

4. В случае сомнения беременна ли женщина или нет, по мнению рава Вознера, нет необходимости делать капарот за ребенка.

5. Если женщина сделала капарот за не родившегося ребенка до Йом Кипура, а перед Йом Кипуром ребенок родился, то нет необходимости снова делать капарот.

6. Если ультразвуковое исследование показало пол ребенка, то нет необходимости делать для него двойные капарот.

7. Если по ошибке сделали за мужчину капарот курицей или наоборот, то нет необходимости делать заново.

8. В принципе беременной женщине достаточно сделать капарот только за себя, так как ребенок считается ее частью. При этом Стайплер считает, что для обряда капарот необходимо использовать также и петуха – на случай, если ребенок будет мужского пола.

9. Нет необходимости подозревать, что женщина беременна близнецами, так как это редкость. В тех же случаях, когда известно, что есть несколько плодов, то нужно делать капарот отдельно за каждый плод.

10. Птицу или деньги нужно брать в правую руку. Если человек левша, то нет четкого предписания, какой рукой следует это делать.

11. Лучше делать капарот самому за себя, нежели просить другого, чтобы он сделал капарот для него.

12. Рав Элияшев считает, что нельзя выполнить обряд капарот за кого-то на расстоянии.

13. Существует обычай выбрасывать внутренности птицы в место, где их могут взять другие птицы. Причина этого обычая заключается в том, что птицы часто воруют еду, и она находится во внутренностях. Выбрасывая их, мы хотим показать, что мы по максимуму отдаляемся даже от намека на воровство. Посредством же того, что мы выбрасываем внутренности в место, где их могут съесть другие животные, мы, тем самым, проявляем милосердие к этим животным, и так же, как мы смилостивились и позаботились о пропитании других, так же и Вс-шний смилостивится над нами. При этом, по ряду мнений, не нужно выбрасывать печень вместе с остальными внутренностями.

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.