Как развить в ребенке творчество - Ujew

Как развить в ребенке творчество

Как развить в ребенке творчество
Количество просмотров 464 Количество комментариев 0

 

Творческие способности – это больше чем умение рисовать, музицировать, сочинять истории и танцевать. Это умение сочетать несочетаемое, видеть в простых предметах новые смыслы, импровизировать, исследовать, радоваться, уметь выражать внутреннее состояние, эмоции, мысли … Что могут сделать родители, кроме как отвести ребенка в студию или на развивающее занятие?

 

1. Находим в себе Тома Сойера. Вспомните, как Том Сойер красил в воскресенье забор. Тетушка решила его наказать: все дети гуляют, а ему надо работать. В итоге Том творчески подошел к процессу. Придумал, что это самое захватывающее приключение и продавал эту возможность соседским мальчишкам. Само по себе «развитие творческих способностей» может стать тяжелой обязанностью для родителей. Включаем внутреннего Тома Сойера и импровизируем: удовольствия от процесса «развития способностей» у родителей и у ребенка будет гораздо больше. Ведь разница между проблемой и приключением – исключительно в нашем отношении к ситуации.

 

2. Создаем творческое пространство вокруг. Важно, что окружает ребенка, какие игрушки, хватает ли в детском хозяйстве обычных штучек, которыми можно играть. Коробки с материалами, собранными на прогулке (палочки, каштаны, шишки), и тем, что уже не нужно маме (коробочки, упаковка, пуговицы, бумага, кусочки ткани). Ими можно играть бесконечно. Ребенку нужна зона, где можно спокойно рисовать и лепить, не боясь перепачкать все вокруг. Если нельзя рисовать на обоях – мольберт или вертикально закрепленный ватман. Красивые книги, альбомы с иллюстрациями, мамина косметичка. Ребенок может ее распотрошить тайком, а может с мамой нарисовать себе и ей новое «лицо».

 

3. Больше игрушек ручной работы, из натуральных материалов и меньше покупных пластиковых. Вальсдорфские педагоги настаивают, что, играя с натуральными материалами, с мягкими тряпичными куклами, где нет черт лица и четко прорисованных эмоций, дети лучше развиваются. Сделать дом, плиту, стиральную машинку из картона, раскрасить и наклеить детали, использовать мамины запасы всякой всячины – творческое развитие как оно есть. Ребенок учится видеть и создавать новое из того, что под руками. Он может придумать и нарисовать лицо кукле. Создать целый мир из стульев и упаковки. Смысл покупать развивающие занятия и дорогие игрушки (пластиковую микроволновку-пылесос-стиралку), если все равно мы приходим к поделкам из подручных средств?

 

4. Развиваем мелкую моторику «священную корову» современных теорий воспитания ребенка. Коробки, наполненные крупой, песком, фасолью, в которых спрятаны разные фигурки, мелкие игрушки, которые можно часами перебирать и сортировать. Если ребенок маленький – под наблюдением мамы. Постепенно переходим к самым разным конструкторам.

 

5. Наблюдаем за ребенком и создаем возможности развиваться в тех направлениях, которые ему нравятся. Если ребенку нравится танцевать, но пока не нравится читать книги, не заставлять читать, а танцевать вместе с ним, сходить на концерт, в театр, на танцевальный конкурс. Показать вдохновляющие примеры. Дать попробовать заниматься разным. В детстве предпочтения меняются часто. Нравится музыка – не только подбирать разную, но и сделать миниоркестр дома и дать концерт для бабушек.

 

6. Создаем творческую атмосферу. Не бывает, что с 10 до 11 мы развиваем творческие способности, а в остальное время – железная дисциплина и пластиковые игрушки. Это скорее образ жизни, готовность импровизировать на кухне, в ванной, на улице… Можно вместе готовить – и это будет творческим процессом, красиво выкладывать еду и сервировать стол. Привлекать ребенка к созданию интерьера в комнате и в доме. Декорировать дом к праздникам. Вдохновляться картинками из Instagram и Pinterest. Делать подарки своими руками или устраивать семейные концерты. Главное во всем этом – вам самим должно быть интересно. Если вам скучно, вы не сможете увлечь или поддержать интерес ребенка.

 

 

7. Ходим в творческие экспедиции. Хотя бы раз в неделю: театр, музей, концерт, выставка, прогулка в парке, вылазка в лес, путешествие по красивым старым улицам своего города. Во время таких походов хорошо замедляться и разрешать ребенку быть в своем ритме, трогать, рассматривать, заходить в закоулки (взрослый рядом), наблюдать, можно рассказывать обо всем: как устроено, как было раньше, отвечать на сотни «а зачем» и «а почему»… Это вдохновляет, расслабляет, дает материал для размышлений и для творчества. Дома можно нарисовать то, что видели, или сыграть.

 

8. Находим повод для творчества в буднях (импровизируем). Например, Финляндия уходит от предметного обучения к проектному. Как это может быть полезно дома? Идет дождь, мы сидим дома. Дождь можно

а) озвучить и спеть,

б) нарисовать,

 в) изобразить телом или одеждой из шкафа,

г) сделать из того, что есть: листа бумаги, клея, крупы, пуговиц…

Ищите идеи, которые увлекают вас, тогда вы сможете увлечь ими вашего ребенка. Брать учебник и переносить калькой в жизнь не получится – мы все разные.

 

9. Минимизируем гаджеты, но используем Интернет для поиска новых идей и единомышленников. Регулярное использование гаджетов уменьшает естественную двигательную активность ребенка, он не исследует мир и не играет сам или с друзьями. В тоже время – в сети масса он-лайн марафонов, челенджей для мам с детьми, идей как развиваться и т.п. Трансформируем интерес к гаджетам в интерес к творчеству: ведь можно фотографировать на смартфон, а потом в специальной программе сделать фильм.

 

10. Убираем стоп-краны творчества – страх совершить ошибку и перфекционизм. Стопор и у детей, и у взрослых случается именно потому, что боимся совершить ошибку, чтобы не ругали, не критиковали. Точно также нас парализует желание сделать все идеально. В творчестве на ранних этапах важен сам процесс, а не результат. Важно не сравнивать себя с другими: изучать великих – да, но думать, что Назар рядом рисует лучше, и поэтому я не буду рисовать – это зарубить все начинания на корню. Страх совершить ошибку и перфекционизм появляется от родителей и является ответственностью родителей. Вспомним свое детство «ты не умеешь рисовать», «медведь на ухо наступил» - и нас как отрезало на годы или десятки лет. А потом такие 40-летние приходят в изостудии или начинают петь, и оказывается, что все получается и дает море удовольствия.

 

11. Делегируем и привлекаем родственников и друзей. Если у вас не-творческий, настрой – посмотрите внимательно по сторонам. Вполне возможно, что можно собрать соседских детей, и они сами будут играть в театр. На соседней улице окажется отличная изостудия. А родной дядя покажет лучшие фокусы и возьмет с собой на рыбалку.

 

12. Верим в ребенка и гордимся им. Говорим это много раз. Вдохновляем. Радуемся вместе. Рядом поддерживаем. Любим. Транслируем это телом, словами, глазами… Как вода и солнце нужны цветку, чтобы выжить и расти, так и родительская любовь нужна ребенку, чтобы раскрыться и быть собой.

 

P.S. Не перестаю повторять, как мантру: развитие ребенка происходит из точки покоя, в спокойной и доброжелательной атмосфере дома, садика или школы. Все остальное – приложится.

 

Автор: Наталья Шульман

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.