Иудейские древности Днепра. Синагога «Тиферет Исраэль»

Иудейские древности Днепра. Синагога «Тиферет Исраэль»
Количество просмотров 142 Количество комментариев 0

В тех преданиях, которые до сих подменяют собой историю Днепропетровска, за синагогой «Тиферет Исраэль» прочно закрепилось определение «второй в городе» после Хоральной синагоги. Правда, так как в советские времена никто толком не разбирался, почему собственно она вторая, то обычно это определение расширяют пояснением: «по размерам».

 

«Тиферет Исраэль» (в просторечии именуемая «синагога на Казачьей улице», а иногда и просто «Казачья синагога») в начале ХХ века действительно считалась второй синагогой в Екатеринославе. Наиболее ярко это проявляется на страницах справочников «Весь Екатеринослав», в которых она фигурирует наравне с Хоральной синагогой, а остальные несколько десятков синагог и молитвенных домов просто не указываются. Собственно справочник не только фиксирует место синагоги в жизни города, но и четко объясняет почему она его занимала. И, ни размер здания («Гар Ганегев», «Мишкан Давид» и «Огель Авраам» были, по крайней мере, не меньше), ни древность («Бейт Гамедраш Гаяшан», «Бейт Гамедраш Тахтон», «Старофабричная» возникли раньше), ни функции в структуре общины (роль «Поалей Цедек», «Зикней Цедек», «Бейт Янкель» и ряда других синагог в повседневной жизни общины была важнее) в этом случае не играли совершенно никакой роли. Впрочем, обо всем по порядку.

 

История «Тиферет Исраэль» известна лучше, чем история большинства городских синагог, но «белых пятен» в ней все же очень много. Молитвенный дом еврейского общества 3-й полицейской части города Екатеринослава основан во второй половине 1860-х гг. Его первое духовное правление составили мещане И.И. Оршанский, С.З. Зеликман и Л.И. Альтшулер. Скорее всего, что и само молитвенное собрание составилось из тех же мещан: ремесленников и мелких торговцев. Представителей не только местной еврейской элиты, но и купечества вообще в собрании не было (в период создания общины они непременно были бы избраны в её правление). Несмотря на скромный состав община, уже в 1869 г. приобретает участок с домом у учителя уездного училища А.Г. Яхнова. В Екатеринославе это событие осталось незамеченным, хотя, для еврейской общины города его можно считать своеобразным «рубиконом». В 1865 г. из пяти городских молитвенных домов только Хоральная синагога размещалась в собственном здании; 1-й и 2-й молитвенные дома размещались при Хоральной синагоге, а 3-й и 4-й в предоставленных им домах купцов Саксаганского и Заславского. А спустя четыре года молодая, небогатая и не влиятельная община приобретает собственный участок. При этом «главного» мецената у общины, в отличие от более ранних молитвенных домов, похоже, не было и её средства формировались только за счет мелких пожертвований.

 

От последующих двадцати лет жизни синагоги в городской истории осталось только упоминание о том, что она была разгромлена во время еврейского погрома 1883 г. и затем отстроена. Изменения в состоянии общины были так же малозаметны, постепенны и неизбежны, как и изменения, происходившие в это время в городе. К 1890-м гг. скромная периферийная община превратилась в одну из центральных, приобрела влияние и материальную состоятельность. Правление общины составилось из предпринимателей и крупных домовладельцев. С начала 1890-х гг. на протяжении почти тридцати лет бессменным старшиной синагоги был купец, домовладелец и меценат И.И. Вайнберг. В правление синагоги неоднократно избирались представители семьи богатых домовладельцев Добрускиных. Более десяти лет должность казначея синагоги занимал купец М.Х. Слуцкой.

 

Возросшие возможности общины позволили ей выстроить новое молитвенное здание. Каменный корпус синагоги был занят молитвенным залом в два света с женской галереей во втором уровне. В целом корпус был выстроен уже в конце 1890-х гг., но экономический кризис 1900 – 1901 гг. вынудил отложить его внутреннюю отделку. Окончательно завершено здание было только к концу 1900-х гг. К сожалению, ни подробных описаний, ни фотографий здания найти, пока не удалось. Единственное, что можно сказать о его внешнем виде, это то что центральная часть узкого фасада по улице завершалась куполом, хорошо различимым на нескольких панорамах города.

 

Синагога на панораме Казачьей улицы, 1900-е гг.

 

Не знаем мы и того, когда именно произошло то событие, которое вывело «Тиферет Исраэль» из просто влиятельных городских общин в исключительное положение второй синагоги города. Пока мы можем только констатировать, что на 1890-е гг. синагога уже являлась официальной резиденцией духовных раввинов. Должность духовного раввина возникла во второй половине XIX в. как результат молчаливого компромисса между государством и общинами в вопросах управления религиозной жизнью. Формировавшийся государством институт казенных (общественных) раввинов, окончательно утвержденный в 1857 г., являлся калькой с административно-духовных функций определенных для православных приходских священников (ведение метрических книг, приведение к присяге, формирование лояльности, контроль за соблюдением порядка богослужения и религиозных норм). При этом государство, с одной стороны пренебрегало религиозным и настаивало на светском образовании раввинов, а с другой стороны, трактовало раввинов как священников. Обе эти позиции правительства противоречили традициям иудаизма и вызвали неприятие общин. Вместе с тем, согласно закону казенным раввинам разрешалось избрать помощников по религиозным вопросам, которые и получили название духовных раввинов. Государство не признавало их в звании раввинов, но именно духовные раввины являлись подлинными лидерами общин.

 

Точное время появления в Екатеринославе духовных раввинов не выяснено. Вероятно, это было связано с усилением в городе хасидской общины, которой потребовался духовный лидер. Во всяком случае, наиболее ранний, из известных, духовных раввинов Эльхонон был хасидом, учеником Третьего Любавичского Ребе Цемах-Цедека. Если духовные раввины появились в городе именно как хасидские раввины, то это объясняет и то, почему своим домом молитвы они избрали «Тиферет Исраэль», а не Хоральную синагогу в которой богослужение отправлялось по ашкеназскому ритуалу. Преемником Эльхонона стал раввин Дов Бер Зеев Вольф Кожевников из местечка Добрянки под Черниговом. Каждый день до четырех часов дня он сидел в синагоге в талите погруженный в молитву и Тору. Любой, кто обращался к нему за помощью, не уходил от него с пустыми руками. Его жена жаловалась, что он раздает все деньги, и ей невозможно содержать семью, которой было пять дочерей. Тогда по решению общины содержание мужа стали выдавать ей. Тем не менее, после смерти Кожевникова остались большие долги. И именно забота о обеспечении достойного существования его семьи стала первой задачей, которую решил избранный на его место раввин Леви-Ицхак Шнеерсон.

 

На момент приглашения в Екатеринослав Л.-И. Шнеерсона в 1908 г. традиция управления общиной уже вполне устоялась. Резиденцией казенного раввина формально считалась Хоральная синагога. Фактически его резиденцией была канцелярия, располагавшаяся при его квартире. Серьезного влияния на жизнь общины её «глава» мог добиться только личным авторитетом. Реально возглавить общину удалось, пожалуй, только Шмарьяху Левину. Управление общинным имуществом: коробочным сбором, благотворительными заведениями, учебными учреждениями полностью концентрировалось в Духовном правлении Хоральной синагоги. На начало ХХ в. Духовное правление было скорее светской организацией и состояло из людей далеких от религии. Проблемы городской общины в Духовном правлении оценивали, прежде всего, как национальные, трактуя потребности религиозной жизни, только как один из аспектов жизни народа. Центром религиозной жизни общины была синагога «Тиферет Исраэль». В этот период община содержала одновременно трёх духовных раввинов. Сегодня считается, что город был разделен между ними на районы по территориальному принципу, однако, в реальности все было сложнее. Так Беньямин-Вольф Закгейм, а затем Пинхас Гельман являлись духовными раввинами ашкиназ и, одновременно считались раввинами центральной части города. Л.-И. Шнеерсон, которого из-за внутренних противоречий в общине объявили раввином «второго» района города в действительности стал лидером всей общины, совета которого просили даже его противники.

 

Религиозным центром общины «Тиферет Исраэль» продолжала оставаться вплоть до революционного 1917 г. Несмотря на очень острые конфликты внутри городской общины (прежде всего по вопросам образования), ни один из духовных раввинов города не заявил о своем уходе из синагоги. Более того, синагога на Казачьей улице стала последней инстанцией определяющей общую политику городской общины. В 1914 г. только в двух синагогах города: Хоральной и «Тиферет Исраэль» провели поминальные службы в десятую годовщину смерти доктора Теодора Герцля. Осенью того же года, в условиях паники перед угрозой новых погромов, когда Духовное правление Хоральной синагоги организовывало патриотические манифестации и сборы средств для армии, в «Тифферт Исраэль» Л.-И. Шнеерсон говорил о том, что у евреев нет другого выхода, кроме поддержки того государства, в котором они живут. Весной 1917 г., когда уже рухнула привычная система общинной жизни, ликвидировали пост казенного раввина, Духовное правление Хоральной синагоги было полностью дезорганизовано, а на его руинах формировалось новое общинное управление из представителей всех синагог города Л.-И. Шнеерсон, в своих проповедях, призывал не увлекаться переменами и не гнаться за сиюминутной выгодой, поскольку крах государства будет катастрофой прежде всего для евреев.

 

Здание синагоги «Тиферет Исраэль» в 2012 г.

 

Гражданская война и установление советской власти поставили точку в нормальном развитии еврейской общины города Екатеринослава. Последующие «антирелигиозные кампании» только доламывали руины. В 1929 г., в результате одной из таких кампаний, была закрыта и бывшая вторая синагога города. «Освобожденное» помещение было передано профсоюзу кожевников, который на скорую руку переоборудовал его под клуб. Сгоревшее в 1943 г. здание, по окончании войны было перестроено в офисное здание. В конце 1960-х гг. его перестроили еще раз «облагородив» фасады керамической плиткой. В этом непрезентабельном виде здание «Тиферет Исраэль» и по сей день стоит по улице Cтарокозачьей, 34.

 

Автор: Валентин Старостин

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.