История маленького Городка: казаки, мудрецы и клады

История маленького Городка: казаки, мудрецы и клады
Количество просмотров 449 Количество комментариев 0

 

Городок Городок (это не тавтология, а название у этого городка такое) более известен, как своеобразная "столица" украинских католиков - отсюда его неформальное название "маленькая Варшава". В Городке, в частности, действует первая на территории бывшего СССР римо-католическая семинария, Институт богословских наук и три костела (это не считая часовенок и сакральных фигур).

 

Один из костелов "Маленькой Варшавы"

 

Первое письменное упоминание о Городке датируется 1392 годом, когда подольский князь Федор Корятович (Кориатович) передал во владение шляхтичу Бедриху (Бедришку) ряд населенных пунктов, в частности и Городок. Отсюда его первое название - Бедрихов-городок. Тот "старый" Бедрихов-городок вскоре разделился на 2 отдельных населенных пункта - собственный городок Городок и село Бедриковцы (всё Хмельницкая обл).

 

В 1550 году местечко полностью сожгли татары, но вскоре его отстроили. Тогда же, во второй половине XVI века, в Городке появились первые евреи.

 

Городок расположен на месте слияния Смотрича и Тростянки. Пруд на р. Тростянке.

 

В 1653 году в Городок вошло 30-ти тысячное войско Богдана Хмельницкого. Поляки, украинцы-униаты, а также евреи спрятались за стенами местного замка. Казаки взяли его штурмом и разрушили, а всех пытавшихся спастись в твердыне - вырезали. Как записал один из современников: "...Не пощадили ни шляхту, ни поспольства" (ни аристократов, ни простолюдинов).

 

Вскоре после этого произошло событие, последствия которого Украина расхлебывала несколько столетий, да и сейчас с огнем и кровью пытается исправить.

Войско Хмельницкого расположилось лагерем в долине Смотрича между Бедриковцами и Городком. Эта местность до сих пор называется "Казачья долина". 20 июня 1653 года гетманское войско взбунтовалось. Причин было множество, но последней каплей стала просочившаяся информация, что гетман со старшиной решили пойти под руку турецкого султана.

 

"Казачья долина", где стояло лагерем войско Хмельницкого

 

Хотя османский вассалитет был во всех отношениях выгоден - полное невмешательство во внутренние дела Украины, символические налоги плюс обязанность выставить несколько отрядов в армию султана в случае войны, казакам это не понравилось. Не «по-понятиям», мол, "христианским лыцарям" служить бусурманину. Лыцарям срочно захотелось под руку "православного московского царя".

Чтобы успокоить воинство Хмельницкий согласился на все требования бунтовщиков, а в Переяславе вскоре юридически закрепили принятое под Городком фатальное для Украины решение.

 

С 1672 по 1699 годы Городок, как и все Подолье, находился в составе Османской империи. Жили ли тогда в местечке евреи - неизвестно. Массовое расселение евреев в Городке (на идиш - Грейдинг, пол. - Грудек) начинается только после того, как в 1699 г. по Карловицкому мирному договору Подолье снова отошло к Речи Посполитой. Об этом красноречиво свидетельствует старое еврейское кладбище, появившееся, судя по всему, в начале XVIII века - самые старые из сохранившихся погребений здесь датируются 1720-ми годами.

 

Кладбище в Городке

 

По польской люстрации 1784 г. в Городке уже числилось 186 еврейских домов и 516 евреев.

Любопытный факт, - по состоянию на 1765 евреев в Городке было несколько больше - 645 человек. Падение численности можно увязать с событиями вспыхнувшей в 1768 г. Колиивщины. По этому поводу относительно Городка в архивах никаких упоминаний обнаружить не удалось, но зато однажды автор лично наткнулся на материальные свидетельства тех событий.

 

В середине 1980-х через центр города тянули траншею. В месте, где она шла через сердце старого еврейского квартала, на разрезе просматривался толстый слой углей и "горелой земли" - такие всегда остаются на месте пожарищ. В "пожарном" слое обнаружились предметы, относящиеся как раз к периоду Колиивщины, а также несколько медных одногрошевых монет короля Станислава Августа, датированных 1765-1767 гг. О том, что здесь были именно еврейская застройка, ярко свидетельствовал обломок изразца с надписью на иврите или идиш. Впрочем, это могли быть и следы обычного пожара. Последние в скученной застройке местечек были не редкостью.

 

Городок, начало 1950-х

 

В той же траншее автору удалось обнаружить следы керамической мастерской, специализировавшейся на производстве курительных трубок (они же "люльки"). Траншея прошла как раз по свалке, куда мастер выбрасывал брак. На небольшом участке с отвала, а также со стены траншеи удалось поднять около полусотни почти целых "люлек". На половинки, не говоря уже о меньших фрагментах, внимание и не обращалось.

В Украине керамические курительные трубки XVII-XVIII вв. иначе как "казацкими люльками" не называют, хотя их использовали представители всех сословий и национальностей. Как показала находка в Городке - "казацкие" люльки в этой части Подолья были самыми что ни есть еврейскими! Одна, к тому же, имела чисто еврейский "дизайн" - ее украшал двуглавый орел. Напомним, в указанное время ни австрийские, ни российские двуглавые птички на Подолии еще не водились, а двуглавые орлы были исключительно еврейскими и символизировали Б-га. Сейчас эта люлька хранится в Киеве в музее Ивана Гончара.

 

На Подолье двуглавый орел ранее был сугубо еврейским символом

 

Возвращаясь к численности местной еврейской общины. В 1870-х годах количество евреев в Городке составляло около 2,5 тысяч - 33% населения, по переписи 1897 г. - 3194 (37%). В начале XX в. в Городке проживало 3325 евреев - 42% от населения местечка. По советским переписям 1926 г. – 2494 (30%), в 1939г. – 2329 (29%).

 

В дореволюционном Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона о Городке в частности сказано:

Городок, местечко Подольской губернии (иначе Грудек) — местечко Каменецкого уезда Подольской губернии, на реке Смотриче. Жителей 7446, дворов 980. Православная церковь, костел, 2 синагоги, 5 еврейских молитвенных домов, школа, 4 постоялых двора, 26 лавок, водяная мельница, 16 кожевенных заводов, 3 кирпичных, пивоваренный и винокуренный заводы; в 3-х в. свеклосахарный завод; раз в 2 недели ярмарка. В 1890 г. на местных кирпичных заводах выделано 96 рабочими 359000 штук огнеупорных кирпичей, 17500 шт. черепиц и до 900 шт. горшков.

 

Городок, торговые ряды, начало ХХ века

 

То же самое место после прихода к власти большевиков. Фото П. Жолтовского, 1930 г.

 

С упомянутой в Энциклопедическом словаре черепицей связан весьма примечательный случай. В начале ХХ века здесь выпускалась "самая еврейская черепица" Украины (а может и мира). Подробности можно прочитать здесь. Если вкратце, то местный промышленник Исаак Клейман, чтобы привлечь к своей продукции еврейских покупателей начал клеймить свою черепицу изображением Маген Давида, а надпись на клейме стилизовал под буквы иврита.

 

Черепица для евреев и христиан имеет некоторые отличия в дизайне

 

Дом крытый "еврейской черепицей"

 

Несмотря на почтенный возраст, в Городке исторических памятников почти не сохранилось. Грандиозный коронный замок разобрали на камень еще в самом начале XIX века. От него сохранились только три линии валов. Расположенный на противоположном конце местечка феодальный замок, он принадлежал владельцам Городка магнатам Замойским, в конце XVIII века перестроили в дворец-резиденцию. В 1920-х годах его, как и множество других имений Подолья, уничтожили "до основанья". Последним владельцем этого имения был профессор Сергей Виноградский - выдающийся ученый с мировым именем и наряду с Пастером и Мечниковым один из трех отцов-основателей микробиологии, как науки. В Городке о знаменитом земляке помнят. Недавно даже открыли памятник, вполне европейского, а не райцентровско-провинциального уровня.

 

На фото слева - С.Виноградский (в центре) вместе со своим другом Зельманом Ваксманом, Нобелевским лауреатом, уроженцем Подолья (1947 г.) На фото справа - открытие памятника С.Виноградскому в Городке.

 

В тридцатые годы прошлого века за одну ночь коммунисты уничтожены почти все сакральные сооружения Городка. Деревянную синагогу XVIII века - сожгли, а костелы Св.Анны и Св.Станислава (соответственно - начало и конец XVIII в.), а также церковь Св. Александра Невского (конец XIХ в.) - взорвали.

 

Вот как об этом позже вспоминал старожил Владимир Малецкий:

"Среди ночи мы проснулись от серии мощных взрывов. Все очень испугались. Подумали что война началась. Нас тогда постоянно пугали, что вот-вот Пилсудский нападёт, - ведь до польской границы тогда всего 20 км было... А утром вся долина, в которой лежит Городок, выглядела как в густом тумане. Это был дым от сожженной синагоги и известковая пыль от взорванных храмов".

 

Деревянная синагога в Городке. 1930 г.

 

Костел Св. Анны, построенный в 1732 г. уничтожили в ту же ночь, что и деревянную синагогу.

 

Тогда уцелело только две кладбищенских часовенки и каменная синагога XIХ в. Последняя – исключительно по причине того, что ее использовали под какое-то советское учреждение.

 

Каменная синагога простояла до середины 1950-х. После ее разобрали почти до фундамента и частично используя полученные стройматериалы вместо "божницы" построили правление районной "Укрспоживспiлки". Причин было несколько. Во-первых, здание обветшало, во-вторых, ее планировка с огромным молитвенным залом не годилась для "офисного" использования. Тогда же на чердаке обнаружили приличную библиотеку.

 

Каменная синагога Городка

 

Здание управления Райпотребсоюза, построенное на месте синагоги

 

Старожил местечка Станислав Гуменюк позже рассказывал:

"Найденные книги решили сдать в макулатуру. Нас, школьников, отправили эти книги грузить. Там весь чердак ими завален был. Пришло несколько старых евреев поковырялись, отобрали несколько десятков фолиантов и два свитка Торы, забрали с собой. Им не мешали... Мы тогда загрузили под завязку два грузовика. Никто ценностью этих книг тогда не заморачивался, хотя, помнится, там были интересные издания, огромные в ребристых кожаных переплетах с гравюрами. Сегодня это было бы целое состояние!"

 

Еще до начала 1980-х годов в Городке сохранялась довольно приличная еврейская община. Автор даже застал несколько абсолютно шолом-алейхемских персонажей. Последние и в самую сильную летнюю жару ходили в черных лапсердаках до колен, сапогах и шляпах. Правда бороды и пейсы уже отсутствовали.

 

Типичная "местечковая" застройка

 

Во время немецкой оккупации часть евреев Городка растреляли в районе кирпичного завода, использовав для братской могилы один из карьеров. Большинство же закончили свой жизненный путь в Ярмолинецком гетто. Подробнее о самом гетто и об отправке городоцких евреев в это страшное место можно прочитать в предыдущей публикации "Экскурсия в ад Ярмолинецкого гетто".

 

На этой площади собрали евреев Городка перед тем, как отправить в гетто. На заднем плане здание бывшей еврейской школы (не сохранилось). Фото 1970-х.

 

Братская могила расстрелянных евреев

 

До недавнего времени в Городке можно было увидеть немало домов типичной "местечковой" наружности. Сегодня таких практически не осталось. Некоторые перестроены до неузнаваемости, большая же часть разобрана за ветхостью. При разборке порой находили даже клады! Опосредованным свидетелем и даже, хм... в некотором роде, - участником, одной такой истории с "жидiвським золотом" стал автор этих строк. История получилась весьма забавная и, уверен, читатели не пожалеют потраченного времени, чтобы с ней ознакомиться. Рассказывать буду от первого лица. Вступление будет немного не по теме, но уместно:

 

Ужасы нашего Городка

 

На окраине Городка

 

В июне 1966 г. по окончании Харьковского юридического института моих родителей распределили в Городок. Дом для молодых специалистов еще достраивали, поэтому свежеиспеченных юристов поселили в общежитии сахарного завода, того самого, что упомянут в энциклопедии Брокгауза ("за 2 версты от местечка"). Распаковав чемоданы, и немножко обустроившись, мама решила совершить первый самостоятельный выезд "в город". Причина весьма уважительная - нужно было стать на учет в женской консультации (7-й месяц беременности, это вам не шутки).

Под поликлинику тогда использовался особняк бывшего фабриканта. Дом был явно маловат для этой цели и страждущие сидели буквально друг у друга на головах. Там случился первый ужас того весьма насыщенного дня.

 

Улица Городка, 1930 г. Фото П. Жолтовского.

 

Рядом с консультацией находилась травматология, а под ней с десяток мужиков. Все в бинтах, руки, ноги, головы... Кровь сквозь повязки. Ну прямо кадры из фильма о прифронтовом госпитале.

Первой в голову свежепонаехавшей на "страшную западенщину" юной харьковчанки пришла мысль о бандеровцах... "Неужели здесь до сих пор бои идут!?" - ужаснулась она.

 

Оформившись в консультации и с мыслями о "жертвах УПА" мама пошла на останову автобуса. В мозгу вертелось только одно: "Господи, и куда же нас занесло!"

Стоит дамочка на остановке, никого не трогает, живот руками придерживает. Автобус же ходил, как ему вздумается. Порой и час ждать приходилось.

Вдруг из соседнего переулка раздается страшный рык мотора и оттуда, со скоростью болида "Формулы-2", появляется низко летящий экскаватор с высоко задранным ковшом. Ковш, заметим, не пустой, а с каким то строительным мусором. Следом, из того же переулка, вываливает толпа возбужденных мужиков. Все радостные такие, радостные... Руками машут, матом выражаются, пытаются догнать "Шумахера". За ними появляется с полдюжины запыхавшихся милиционеров. Те еще постреливали в воздух из табельного оружия...

 

Упасть не встать! Тут тебе - кровавые жертвы бандеровцев, тут тебе - перестрелка в самом центре города и, что характерно - среди бела дня (что же ночью тогда тут творится!?). Здесь, кстати, у автора была полная возможность досрочно появиться на свет.

Проведя ошарашенным взглядом удаляющуюся кавалькаду - трактор с ковшом, мужиков с матюками и ментов с пистолетами, мама предалась горестным размышлениям о нравах этого Городка.

 

Но это было еще не всё!

Вскоре к ней подошел плюгавенький мужичонка с лицом измученным портвейном и протянул на грязной трясущейся ладони желтый кругляш с профилем последнего российского императора. Мол, трубы горят, денег нет, а выпить надо... Согласен обменять "пятак" с царём (пятирублевик) всего на два червонца с Лениным...

Такой крупной по тем временам суммы у вчерашней студентки при себе естественно не было, кроме того, как юрист, она прекрасно знала, что оное деяние в СССР не одобряется и наказывается сроком от 2-х до 5-ти...

Вернувшись в общагу, мама была готова тут же паковать чемоданы, чтобы бежать из этого страшного места куда газа глядят. Ничосе! Тихий провинциальный городок Городок, где в больнице раненые, на улицах стрельба, а ханыги на опохмел золото "толкают"...

 

Вскоре, однако, выяснилось, что "раненые" вовсе не жертвы бандеровцев, а жертвы черешни. Дикая черешня (ее полно в окрестных лесах) штука вкусная, но обладает двумя неприятными качествами - деревья обычно очень высокие, а ветки - очень хрупкие. Вот и планировали незадачливые сборщики дармовщины с приличной высоты и с прогнозированным результатом.

 

Дом относительно богатого еврея

 

Раскрылась и тайна и ажиотажа с экскаватором. Тогда, как раз начали сносить ветхий еврейский дом. Неожиданно из-под ковша экскаватора посыпались золотые монеты. Тракторист может бы и прикарманил тихонько клад, но рядом находился базарчик, где местные селяне торговали дарами подольской земли. Аграрии тоже захотели присоединиться к дерибану вывалившейся из стены дармовщины. В это время милиционеры из расположенного рядом РОВД вышли поинтересоваться, что за шум и мордобой прямо у них под окнами...

 

Между тем экскаваторщик, поняв, что конкуренты рассовывают клад по карманам, не долго думая зачерпнул ковшом основную массу сокровища и нажал по газам.

 

Вернули ли золото государству - тайна покрытая мраком. Но у экскаваторщика того до сих пор на руке несколько пальцев не сгибаются из-за раздробленных суставов. Работники милиции, когда надо, могут быть очень убедительными.

 

Сам же клад, скорее всего, был обычной семейной заначкой лавочника средней руки - каких-то 500-600 рублей золотом. Такие клады массово закладывались в 1914-1915 г.г., когда в связи с началом войны из оборота исчезло сначала золото, потом серебро, а потом даже медь (вместо разменных монет ходили почтовые марки).

 

"Последний из могикан". Этот домик скоро будет перестроен до неузнаваемости

 

Уже на памяти автора, при сносе старого еврейского дома, нашли еще один клад. Но особого ажиотажа ни среди местных жителей, ни интереса милиции он не вызвал. Это был небольшой, литра на три, жестяной бидончик (с таким когда-то за молоком ходили) наполненный советской разменной монетой 1921-1930 гг. Напомним, до 1931 г. монеты в 10,15 и 20 копеек чеканили из серебра 750 пробы, и 50 копеек и рубль с 900-й. В бидончике в основном была низкопробная мелочь и парочка полтинников. Такие клады традиционно закладывали в 1931 г. когда в СССР началась инфляция, а серебряную монету заменили медно-никилевым сплавом. Естественно, что народ, не взирая на уголовное преследование, массово прятал серебро и не желал его менять на никчемные "железки".

 

Найденные монеты тогда раздали детям - играться.

 

Так выглядит "Подземная улица"

 

Из памятников прошлого Городок также славится своей "подземной улицей" - традиционной для местечек сетью подземелий. Последним посвящено большое исследование "Тайны еврейских подземелий". Здесь же заметим, что попасть внутрь "подземной улицы" сегодня весьма проблематично, но зато на центральной площади города каждый может полюбоваться своеобразными шрамами, образовавшимися в результате подземных обвалов.

 

Самым ярким еврейским памятником, сохранившимся в Городке, на сегодня является старое кладбище XVII-XX веков. Как и положено традиционному киркуту оно расположено на высокой меловой горе и "за рекой". Кроме Смотрича некрополь от мира живых отделяет безымянный ручеек.

 

Городоцкий некрополь немногим уступает знаменитому сатановскому киркуту. Здесь тоже хватает мацевот с тончайшей затейливой резьбой и интереснейшими сюжетами.

 

Медведи, несущие виноград, - традиционный сюжет на мацевот

 

Эти же мишки, но в абстрактном стиле встречаются только в Городке.

 

Бой льва с единорогом.

 

Киркут в Городке известен и тем, что здесь можно увидеть мацеву с очень редким сюжетом "Три зайца". Подобные есть только в соседнем Сатанове и Смотриче и больше нигде в мире.

 

Мацева с темя зайцами (1823 г.) не такая высокохудожественная, как в Сатанове, но не менее уникальная

 

Среди памятников бросаются в глаза три надгробия - они накрыты шатром-охелем. Представители Ассоциации Оалей Цадиким считают, что самая большая стела находится над захоронением Рабби Авраама Хайюта из Кракова , большого Цадика. Он известен как один из высочайших духовных гигантов мысли своего поколения и автор книги «Олех Тамим» - и сегодня очень уважаемой среди знатоков раввинистической литературы.

 

Титульный лист «Олех Тамим». Краков, 1634 г. Фото Национальной библиотеки Израиля

 

В эпитафии действительно упоминается что покойный автор некоей книги. Указывается, что это был действительно очень уважаемый человек - ав Бейт-Дином. То есть председатель Бет-Дина - раввинистического суда.

 

Предполагаемое захоронение Рабби Авраама Хайюта из Кракова (справа). Внизу - Городок.

 

Далее возникают вопросы. Автору не удалось найти более подробной информации об этом человеке, и главное о дате его смери. Но, учитывая, что «Олех Тамим» впервые издали в Кракове в 1634 г., можно смело предположить, что автор умер где-то в середине XVII века. Однако декор мацевы на могиде приписываемой Рабби Аврааму Хайюту, соответствует стилю характерному для второй половине XVIII века! И главное - кладбище появилось только во второй декаде того же XVIII в. Соответственно Авраам Хайют ну никак не мог быть здесь похоронен. Разве что прожил он более двухсот лет.

 

На сегодня в Городке евреев практически не осталось, и общая численность некогда самой большой национальной группы местечка вряд ли превышает полтора десятка человек.

 

Автор: Дмитрий Полюхович. Все современные фотографии – автора

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.