Еврейская музыка родом из Храма - Ujew

Еврейская музыка родом из Храма

Еврейская музыка родом из Храма
Количество просмотров 866 Количество комментариев 0

Часто спрашивают, есть ли кроме хасидских песен и ресторанного репертуара «Семь-сорок» и «Купите бубличкес», у евреев своя музыкальная культура?

 

А вы заметили, что многие молитвы в синагоге поются? Еврейская традиция ПЕТЬ молитвы восходит к эпохе Храма, в котором специальный хор левитов ИСПОЛНЯЛ псалмы Давида. Об этой «музыкальной» обязанности потомков Леви говорит Тора. Что касается Давида, то Танах рассказывает, что его знакомству с царем Шаулем способствовало его удивительное умение играть на музыкальных инструментах.

 

После разрушения Второго Храма, бывшего центром культурной жизни (и музыки в том числе) еврейской общины на Земле Израиля, роль духовных центров перешла к «домам молитвы» — синагогам. Молитвы заняли место жертвоприношений, и духовная музыка вскоре была приспособлена к этим новым нуждам.

 

Фактически, как следует из слов рабби Иехошуа бен Ханании, бывшего храмовым певцом, этот процесс начался ещё во время существования Второго Храма: хор певцов чередовал службы в Храме с пением в синагогах.

Возможно, основы исполнения двух из наиболее древних псалмов, исполняемых в синагогах по настоящее время, — 91-го (в масоретской традиции 92-й) и 143-го (в масоретской традиции 144-й) — сохранили память о храмовом стиле исполнения псалмов.

 

В отличие от храмовой литургии, синагогальная музыка была менее торжественной и величественной, но при этом располагала более богатой психологической и эмоциональной палитрой.

 

В еврейской духовной музыке, исполняемой теперь в основном по субботам и праздникам, не осталось места музыкальным инструментам, которые надо было настраивать, что являлось запрещённой в субботу работой.

На протяжении многих веков синагогальная музыка поэтому была полностью вокальной, а единственным инструментом, используемым в духовных целях, остался шофар, не нуждавшийся в настройке.

 

В синагогальной музыке второй половины первого тысячелетия новой эры развился жанр пиюта — музыкально-поэтического произведения гимнового характера. Имена лучших пайтанов — авторов и исполнителей пиютов — становились известны далеко за пределами их общин. В середине первого тысячелетия такими авторами были Иосе бен Иосе и Элазар Калир, а позднее — Саадия Гаон, Раши, Маймонид; в наследии крупнейшего средневекового еврейского поэта Иехуды Галеви насчитывается 350 пиютов.

 

Картинки по запросу Иегуды Галеви

 

Со временем в синагогах выработалась особая манера чтения священных текстов — мелодический речитатив, известный также как кантилляция или псалмодия. Псалмодическое пение отличалось от мирского сдержанностью и строгостью, хотя допускало импровизацию.

 

В диаспоре сложились три основных псалмодических стиля: ашкеназский, сефардский и йеменский. Краткая еврейская энциклопедия называет последний самым ранним и консервативным из трёх, хотя ещё в XIX в. британский исследователь Фрэнсис Коэн высказывал мнение, что меньше всего изменился до наших дней ашкеназский стиль, который в наименьшей степени испытывал влияние музыки окружающих народов.

 

К VIII—IX вв. в синагогах появляется должность хазана (или кантора), в чьи обязанности входило пение молитв от имени всей общины.

Слово хазан происходит от корня «хаза», смотреть. Так в древние времена называли смотрителей Иерусалимского Храма, помощников коаним-священников. Название перешло затем к служителям при синагогах. Хазаны читали отрывки из Сефер Торы во время молитв, обучали малышей чтению, помогали меламедам (учителям взрослых детей).

 

В более поздние, талмудические, времена в маленьких общинах хазаны являлись одновременно учителями, раввинами и чтецами Торы. В дальнейшем им помогала группа людей, ведущая с ними мелодию молитвы. Так развился хазанут, искусство коллективного пения при чтении общественной молитвы. Синагоги с традиционным хазанутом стали называться хоральными.

 

Хазан — человек, обладающий отлично поставленным голосом, обученный вести правильную мелодию молитвы, орнаментированную вариациями и теми приемами, которые вырабатывались веками.

В хазаны выбирались наиболее праведные люди из обладавших сильными и приятными голосами. Кроме того, хазан должен был удовлетворять ряду требований: женат, не слишком стар и не слишком молод, обладает приятной наружностью, безукоризненно ведет себя во время синагогальной службы, находится в хороших отношениях со всеми.

 

Картинки по запросу хазанут

 

Обязанности хазана, так же, как профессиональные секреты и традиции, быстро стали передаваться по наследству, и в итоге хазаны сформировали почти замкнутую касту.

 

В рамках хазанута были созданы и закреплены ладо-мелодические модели для основных молитв, на основе которых хазаны могли импровизировать. На эти же основные мотивы («Ахава рабба», «Иштаббах», «Адошем малах», «Якум пуркан» и другие) исполнялись и другие молитвы и тексты.

 

Еврейская духовная музыка оказала влияние на формирование ранней христианской духовной музыкальной традиции; современные исследователи (а также более ранние, такие как В. В. Стасов, писавший на эту тему в XIX в.) прослеживают родство григорианских распевов с вавилонскими и йеменскими псалмодиями.

 

Одним из важнейших авторов византийских церковных гимнов стал Роман Сладкопевец — крещёный еврей из Сирии, творивший в VI в. и впоследствии канонизированный.

 

В более поздние исторические периоды, однако, тенденция меняется, и уже еврейская духовная и светская музыка испытывает сильное влияние музыки тех народов, среди которых проживали евреи диаспоры.

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.