Евреи «Золотой Подковы»

Евреи «Золотой Подковы»
Количество просмотров 186 Количество комментариев 0

Сегодня мы с вами опять отправимся в путешествие, на поиски очередных следов идишкайта. Но в этот раз - никаких загадочных мест, забытых троп и прочих затерянных миров в стиле Конан-Дойля. Нас ждет один из самых известных и популярных туристических маршрутов Украины - Золотая подкова Львовской области. Очень многие здесь уже, конечно, побывали, или же хотя бы слышали о знаменитых замках Золочева, Олесько и Подгорцев. Но только ни один гид во время экскурсий сегодня не расскажет, что места эти имели и другую, еврейскую историю.

 

Золочевский замок. Китайский дворец - уникальный памятник "восточной" архитектуры. В Европе аналогичных всего 2 - Сан-Суси и Петергоф.

 

 Сохранилось имя первого еврея, жившего в Золочеве. Это был приехавший из Львова Исроель Бен-Иосиф, арендатор рыбных прудов, сельскохозяйственных земель и владелец недвижимости. Уже в 1565 г. в городе была небольшая еврейская община, а в 1613 г. в Золочеве уже была деревянная синагога, кладбище и миква.

 

 В 1654 г. владелец города Собеский издал привилегию, согласно которой евреям разрешалось жить в любой части города, а также привозить сюда своих родственников и друзей. Им разрешалось торговать во всех местах, кроме христианских храмов. Евреи могли принимать участие в выборах в городское самоуправление. Вместе с правами были, соответственно, и обязанности - каждый еврей должен был держать в своем доме оружие и боеприпасы для защиты города.

 

  В середине восемнадцатого века в Золочеве было 209 каменных зданий, из которых евреям принадлежали 70. Евреи содержали стекольную фабрику, несколько лесопильных заводов, занимались оптовой и розничной торговлей сельскохозяйственной продукцией. Ремесленники были организованы в цеха, параллельно с гильдиями армян и других горожан. Тем не менее, Золочевская община самостоятельности не имела и находилась под юрисдикцией общины Львова. В 1772 году, когда область была присоединена к Австрии, Золочев стал центром района, который включал Броды. И хотя центром был именно Золочев, еврейская община находилась под юрисдикцией общины Брод.

 

 В 1890 г. более половины жителей Золочева были евреями - 5 086 из 10 113 человек. Большое влияние в городе имел хасидизм, благодаря одному из самых известных учеников БеШТа рабби Ихел Михелу, переехавшему сюда из Брод. Многие раввины города были хасидами.

 

 Синагога Золочева.

 

  Конец 19 века характеризовался сменой эпохи. Новый раввин, Фейвел Шрага Рогатин, был уже совершенно другим человеком, имел звание доктора философии за исследования по трудам Рамбама. Кроме этого, Шрага занимался строительными подрядами, и в результате конкуренции с другими подрядчиками он был уволен в 1905 году и уехал во Львов. Однако, популярность его была так велика, что спустя 2 года жители Золочева трижды (!) отправили к нему во Львов делегацию с просьбой вернуться на прежнюю должность. Он отказал всем трем делегациям, но после того, как целая толпа золочевских евреев пришла во Львов просить его, Шрага вернулся и был раввином города до самой своей смерти в 1910 году.

 

 Во время первых выборов в муниципалитет в 1873 г. евреи получили 13 мандатов из 30. Евреи несколько раз избирались мэрами города.

 

Центральная улица Золочева и его жители.

 

 За время существования Западно-Украинской народной республики с ноября 1918 г. по май 1919 г. были открыты еврейская школа, детский сад, появилось множество политических и религиозных организаций. Захватившие в 1919 г. город поляки проводили антисемитскую политику.  Солдаты устраивали погромы, еврейский мэр, доктор Джозеф Голд, был уволен, несмотря на то, что придерживался пропольских взглядов. Из школы были изгнаны все еврейские ученики.

 

 В 1920 г. город на короткое время захватила Красная армия, а после возвращения польской власти ее отношение к евреям было уже более лояльным. В начале 20-х годов в Золочеве было четыре еврейских банка, но вскоре все они разорились. На рыночной площади располагалось 138 разнообразных торговых заведений, и все они принадлежали евреям. В 1927 г. на выборах в муниципалитет 24 из 48 членов были евреями.

 

Бывшее здание еврейского банка.

 

 В 1921 г. в Золочеве проживало 5 744 еврея из 11 130 жителей города.

 

 После аннексии Восточной Польши советская власть отменила еврейские общинные институты, деятельность политических и культурных организаций была запрещена.

 За время нацистской оккупации в Золочеве было убито более 6 000 евреев. Сегодня евреи в городе не живут.

 

Памятник на месте еврейского кладбища.

 

 Золочеву посвящено стихотворение известного поэта, местного уроженца Мойше-Лейба Гальперна, писавшего на идиш - "Мой Злочев". Произведение интересно своим крайне необычным описанием сюжетов местечковой жизни, навеянным непростым взаимоотношением автора и его родины:

 

... о Злочев, ты мой дом, мой город,

с твоим церковным шпилем, синагогой и баней,

с твоими уличными торговками,

твоими еврейчиками,

которые бросаются, как собаки,

на крестьянина,что спускается

с кошелкой яиц с Сасовской горы...

как жизнь весной, пробуждается во мне

маленькая капелька тоски по тебе,

мой дом, мой Злочев

как только я вспоминаю, затосковав,

как богач Рапопорт со своим толстым брюхом

идет в синагогу,

вспоминаю Шаю Гилеса, святошу,

который хотел бы, как свинью в мешке,

продать солнце с его светом,

и этого хватит, чтобы, как гаснет свет,

так и угасла моя тоска по тебе,

мой дом, мой Злочев... (перевод с идиш)

 

 Кроме всего прочего, в стихотворении упоминается некая "сасовская гора". Село под названием Сасов находится сразу за Золочевом, на середине пути между ним и Подгорцами. Мало кто сейчас знает, что в 19 веке это еврейское местечко было известно на всю Австрийскую империю своими курортами и водолечебницей, а также производством бумаги, экспортировавшейся в Германию, Францию, Турцию и Россию. Однако, особый интерес вызывает то, что основным занятием евреев Сасова было довольно редкое ремесло - изготовление свечей и кружев. Называлось оно здесь "шпанише арбайт" - испанская работа...

 

 Как и любое уважающее себя еврейское местечко, в конце 18 века Сасов становится резиденцией хасидской династии. Двор в Сасове основал рабби Моше Иегуда Лейб Эрблих, выходец из Олесской династии. Один из Сасовских Ребе, получивший также имя Моше Иегуда Лейб в честь основателя, был известнейшим в Израиле и США хазаном (кантором). Современная резиденция Сасовских Ребе находится в Монси, США. А 2 огеля Сасовер Ребе и его последователей на старом еврейском кладбище создают немного сюрреалистический пейзаж на фоне огромных антенн расположенного рядом Центра космической связи...

 

Оэли на могилах основателя династии и его преемников.

 

 Дальше дорога ведет нас на Подгорцы. Сами Подгорцы, единственный из трех пунктов "Золотой Подковы", особо интересной еврейской истории не имеют, но известны одним из красивейших на территории Украины дворцовых комплексов, возведенным в середине 17 века известным архитектором Андреа дель Аква для коронного гетмана Станислава Конецпольского. Кроме дворца, в комплекс входил уникальный итальянский парк на террасах, к сожалению, практически не сохранившийся, хотя остатки террас увидеть еще можно.

 

Дворец и одна из террас.

 

 Следующий пункт - Олесько. О замке говорить не будем - о нем расскажут любые путеводители. А вот о том, что Олесько также было штетлом, они обычно не рассказывают, поэтому мы восполним этот небольшой пробел.

 

 Впервые евреи в Олесько упоминаются в 1579 году, когда во время татарского набега погибло 38 евреев. В 1608 г. здесь уже была деревянная синагога, и в 17 веке была построена еще одна.

 В 18 веке в Олесько проходил съезд представителей еврейских общин Брацлавского и Русского воеводств.

 

 В 1850 г. р. Ханох Генех Майер, зять Белзского Ребе Шолома Рокеаха, основал в Олесько хасидскую династию, получившую название Алеск - от идишского произношения названия местечка. Современная резиденция Алескер Ребе находится в Нью-Йорке, США.

 

Оэль Алескер Ребе.

 

 В 1880 г. в Олесько проживало 724 еврея - 23% от всего населения местечка. Евреи традиционно занимались мелкой торговлей и ремеслами, несколько семей занимались сельским хозяйством. В 1882 г. евреями в Олесько был открыт банк.
 В 1901 г. в местечке на средства фонда барона Гирша открылась еврейская школа.

 

Синагога в Олесько.

 

 В Олесько очень остро ощущалось противостояние между сторонниками просвещения и традиционного жизненного уклада.  В 1909 г. здесь было открыто еврейское училище венского "Israelitische Alliance", но оно несколько раз закрывалось из-за противодействия хасидов. В конечном итоге училище все же заработало, но в 1912 г. в нем было только 20 учеников. По состоянию на 1935 год в местечке проживало 738 евреев - около 20% всего населения.

 

 Во время нацистской оккупации в 1942 г. большинство евреев было депортировано в лагерь смерти Белжец, оставшиеся были убиты в 1943 году.

 

Олесский замок.

 

 А на трассе, неподалеку от Олесько, можно увидеть еще одну довольно интересную штуку - памятник Первой конной армии Семена Буденного. На мой взгляд, это один из самых впечатляющих монументов в Украине. К сожалению, он уже наполовину разрушен, и, скорее всего, доживает свои последние дни...

 

Памятник Первой конармии.

 

Автор: Евгений Шнайдер, Днепропетровск

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.