Что же такое цдака? - Ujew

Что же такое цдака?

Что же такое цдака?
Количество просмотров 645 Количество комментариев 0

Не стоит даже пытаться собрать воедино все высказывания еврейских мудрецов о цдаке: среди десятков тысяч важнейших книг еврейского духовного наследия мы не найдем ни одной, которая умалчивала бы об этой заповеди. Ее важность в нашей традиции столь высока, что во всем Иерусалимском Талмуде ее называют просто «заповедью», не уточняя, о чем именно идет речь. «Велика цдака: она поднимает души людей и приводит их к подножию престола Вс-шнего».

 

Может показаться странным, что столь важное место наша традиция отводит заповеди, исполняемой деньгами. Особенно странно это прозвучит для тех, кто вырос в культурном окружении, воспринимающем деньги как нечто недостойное, почти неприличное, противоположное и даже враждебное духовному. 

Вот что рассказывает мидраш : «…Услыхал Моше слова Вс-шнего и отпрянул назад. Когда сказал ему: «и даст мне каждый выкуп за душу свою»,- изумился Моше: «кто может дать выкуп за душу свою?!»… 

Сказал ему Вс-шний: не по Своей силе прошу я с них выкуп, а по их силам: это пусть и дадут. Сказал р. Меир: взял Вс-шний нечто наподобие огненной монеты из-под Престола Своего и показал Моше,- это пусть и дадут!».

 

Мидраш говорит не просто о монете, но об огненном даянии и деянии, об огне, который горит в сердце дающего, который выжигает свойственный человеку эгоизм и поднимает материальное до уровня духовного.

 

Нам свойственно думать, что, помогая бедному, мы рискуем отдалиться от него, впасть в гордыню, а его самого унизить. На самом же деле, цдака создает между людьми особого рода близость и солидарность, ощущение единой семьи. Раши говорит: «Творя бескорыстное добро ближнему, мы учимся осознавать свою любовь к нему, водворяем мир и братство».

 

Нам знакомо распространенное заблуждение, что лучше не подать бедному вовсе, чем подать ему неохотно, с недобрым сердцем. Нет сомнения в том, что цдаку следует отдавать с радостью и искренним братским чувством к нуждающемуся. И все же, не следует забывать, что мерой всему Тора считает действие, а не намерение. Что бы ни было у тебя на сердце, важно помочь человеку. Более того, даже если в добром деле не было нашего намерения вовсе, оно может стать нам заслугой: «Если была у человека монета в кармане, и упала оттуда, и нашел ее бедный, и прокормился ею, благословит Вс-шний уронившего монету». 

 

Мы говорим не только о повелении Вс-шнего, но и о строжайшем запрете, связанном с ним : «не ожесточай сердце твое и не сжимай руку твою». Помочь бедному – заслуга и честь, не помочь ему – преступление.

 

Никто не обеднеет, давая цдаку. «И будет цдака вознаграждена миром». Вс-шний милосерден к каждому, кто милосерден к бедным . Каждый из нас ежечасно просит пропитания у Вс-шнего. И также, как он ожидает, что Всевышний услышит его молитву о пропитании, так и он сам должен прислушиваться к мольбе бедняков. Надо помнить, что все в мире постоянно меняется. И каждому, ему или его детям, или его внукам, может понадобиться милосердие ближних и их помощь. Каждый, кто милосерден к другим, - другие будут милосердны к нему. Цдака защищает от жестоких поворотов судьбы, в голодные годы спасает от смерти.

 

Автор: р. А.Фейгин

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.