Чем провинилась скотина? - Ujew

Чем провинилась скотина?

Чем провинилась скотина?
Количество просмотров 437 Количество комментариев 0

Книга "Ваикра" посвящена храмовой службе и жертвоприношениям. Известно, что основное назначение жертвы – искупить провинности человека. Но почему бедное животное должно своей жизнью расплачиваться за людские ошибки?

Вс-шний сотворил наш мир, состоящим из четырёх уровней: минералы, растения, животные и люди. Причём, каждый последующий уровень выше предыдущего. И каждый более высокий уровень получает пищу и жизненные силы от более низких. Так люди питаются животными, животные — растениями, а растения — минералами. 

О змее сказано в Торе, что он был "мудрее всех зверей полевых" (Берешит, гл.3, ст.1). И значит, имел право питаться и черпать жизненные силы из всех, кто находился на более низком уровне. То есть, даже животных мог включать в свой рацион. Но после того, как он соблазнил Хаву плодом с дерева познания, Вс-шний его проклял "более всякого скота и всякого зверя полевого". В результате чего змей перешёл на новую систему питания и был обречён "питаться прахом" (Берешит, гл.3, ст.14). Мы видим, что, утратив свой уровень, змей также лишился и доступа к прежним источникам ресурсов. Раньше ему было доступно даже мясо, а теперь, лишь минералы (прах). 

Мидраш рассказывает, что, когда Вс-шний создал человека, малахим (ангелы) жарили ему отборное мясо. Но нарушив заповедь Творца, Адам проявил невоздержанность. А это качество, присущее животным. Тогда, Вс-шний приравнял его к скоту: "И питаться будешь полевой травою" (Берешит, гл.3, ст.18). Мы видим, что утрата человеком былого духовного уровня, тут же привела к понижению его статуса в пищевой цепочке. И только после потопа, Ноаху было разрешено есть мясо.

Итак, мы разобрали систему приоритетов пищевой цепи, с точки зрения Торы. Интересно, что те же принципы действуют и в духовной плоскости. Поэтому и разрешено использовать животное, для того, чтобы оно своей жизнью (душой) искупило душу человеческую, находящуюся на более высоком уровне. 

Когда Ноаху было разрешено есть мясо, кровь осталась ему запрещена, как сказано: "Только плоти, в которой есть ещё душа — кровь, — не ешьте" (Берешит, гл.9, ст.4). Потому что кровь, в которой, как известно, у животных находится душа, предназначена, для искупления души человеческой. На языке наших мудрецов это правило звучит так: "Придёт душа и душу искупит" (комментарий Раши на Ваикра, гл.17, ст.11).

И ещё, находим дальше в нашей главе: "А если человек приносит хлебный дар (минху) Вс-шнему..." (Ваикра, гл.2, ст.1). Но при более внимательном рассмотрении видно, что в Торе написано не человек, а душа (нефеш). Раши замечает, что это единственное место в Торе, где слово душа, используется в контексте жертвоприношений. А кто обычно приносит в жертву хлебный дар (минху)? Бедняк, у которого нет денег приобрести жертвенное животное. Отсюда мы учим, что Вс-шний засчитывает бедняку, приносящему минху, как будто бы он принёс в жертву собственную душу. А это уже совершенно запредельный уровень.

 

 (На основе комментария рава Хаима Рапопорта, главы раввинского суда Остраѓа, автора сборника вопросов и ответов "Маим Хаим", 18-й век)

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.