Цдака и подарки – проблема выбора - Ujew

Цдака и подарки – проблема выбора

Цдака и подарки – проблема выбора
Количество просмотров 590 Количество комментариев 0

Иногда люди удивляются, что многие раввины отказываются принимать всяческие подарки. Источником этому служит подобное поведение мудрецов Талмуда (см. Кидушин 59б, Хулин 44б и др.), которые, в свою очередь, основывались на словах книги Мишлей (Притчи) царя Шломо (15:27), где сказано: «Ненавидящий подарки удостоится жизни». Так рабби Эльазар, отказываясь от подарков дома Наси (главы евреев Земли Израиля), оправдывал себя: «Разве вы не хотите мне жизни…?!.» А самый первый пример такого поведения мы находим у нашего праотца Авраама, который не согласился принять дань от царя Сдома, говоря: «Поднимаю я руку мою [в клятве] к Б-гу, Владыке неба и земли! От нитки до шнурка от ботинок, не возьму я ничего твоего, чтоб не сказал ты: это я обогатил Авраама» (Берешит 14, 22-23).

 

В связи с этим необходимо прояснить несколько вопросов:

1. В чем причина негативного отношения к подаркам, и почему тому, кто ненавидит их, обещана жизнь?

2. Приводит ли принятие подарков к укорочению жизни (не дай Б-г)?

3. Есть ли запрет принимать подарки?

4. Какие именно виды подарков входят в эту категорию; что, например, с цдакой (подаянием бедным) и другими подарками, от которых есть польза и для дающего, а не только для принимающего?

 

Почему нехорошо любить подарки

Негативное отношение Торы к подаркам (а точнее к любви к ним) объясняется целым рядом причин.

 

1Отдаление от воровства

Одно из самых доминантных качеств человека — это любовь к деньгам и легкой наживе, что нередко приводит к запрещенным путям добывания прибыли и к ущемлению прав окружающих. Поэтому в качестве «ограды» и отдаления от этой негативной черты, человек призван воспитать в себе неприязнь к чужому имуществу, а достигнув ненависти даже к подаркам, само собой, он отстранится и от воровства и мошенничества (по Раши и рабейну Йоне).

 

А иногда даже само принятие подарка может быть засчитано Высшим Судом как воровство (хотя это и не воровство в общепринятом значении). А именно, в случае, когда дающий не сделал этого от чистого сердца, а только под давлением обстоятельств или от стыда. Например, когда бедняку неловко отказать незваному гостю в еде, хотя ему самому ее не хватает, и т. п. (Сефер Хасидим гл. 397)

 

2Не порабощать себя другим

Более того, получатель подарка как бы подчиняет себя своему благодетелю, как сказано далее в книге Мишлей (22:7) «Богач властвует над нищими, и раб — должник у заимодавца». И если даже берущий в долг считается рабом, тем более — тот, кто получает безвозмездную помощь. Ощущая себя глубоко обязанным, человек скорее всего не найдет в себе силы упрекнуть дающего в случае необходимости. А игнорирование грехов ближнего — это тяжкий грех, за который человек наказывается, как соучастник нарушения! Кроме того, если благодетель захочет использовать его в нечистых целях, ему будет очень трудно отказать. Еще любовь к подаркам приводит к нарушению запретов лести, лицемерия и подхалимства. А о погрязших в этих грехах сказано, что они (даже в мире душ) не удостоятся наслаждаться ликом Шехины — раскрытием реальности Творца (по рабейну Йоне и Сма на Хошен Мишпат гл. 249).

 

 

3Не уповать на людей

Еще любовь к подаркам и принятию безвозмездной помощи приучает человека видеть свою опору и оплот в людях и уповать на них. В то время как на самом деле уповать и полагаться следует только на Всевышнего, который скрытым образом пристально наблюдает за человеком и посылает ему заработок и все необходимое. Люди же — это не более чем Его посланники, и не следует уповать на них (но, конечно, им тоже полагается благодарность за то, что выбрали исполнить возложенную на них задачу) (по Ральбагу и Мецудот).

 

4Развивать качества души

Однако, помимо вышеуказанных причин, объясняющих неприятие подарков только как средство избежать других грехов, есть в этом еще одна, более существенная причина. Любая деятельность человека делается либо ради других, либо ради самого себя, и нет исключения из этого правила. Два этих качества — стремление брать или давать — заложены в человеческую натуру, однако источники этих сил кардинально противоположны! Брать — это качество тела (нефеш — животной души), тогда как давать — свойство высшей души (нешама), частички Всевышнего, который только дает и ничего не берет взамен. Задача человека — развить в себе качества души и подчинить им порывы тела. Об этом говорил, наставляя своих детей, великий мудрец Торы рабби Хаим из Воложина (ближайший ученик Виленского Гаона): «Человек явился на свет только для того, чтобы всячески помогать другим!» А привычка жить за чужой счет, наоборот, приводит к развитию эгоизма и желания брать, а не давать.

 

Есть здесь и более глубокий аспект. До прихода души в материальный мир она находится в состоянии наслаждения светом Всевышнего, однако наслаждение ее не полно, поскольку оно ничем не заслужено с ее стороны; оно дается ей как подарок, как милостыня, то, что называется в книгах неhама де-кисуфа — «хлеб стыда». Само это свойство души исходит из того же факта, что она частичка Всевышнего. Вся цель соединения души с телом и отдаления от своего Источника как раз и заключается в том, чтобы достичь близости к Нему собственными усилиями, преодолевая множество препятствий и трудностей, стоящих на ее пути. Достойно пройдя через этот испытательный полигон, душа возвращается к Творцу, имея заслуженное право наслаждаться Его близостью.

 

Только тогда вечная награда будет полностью приемлема душой и сможет доставить ей наивысшее наслаждение, которое Творец возжелал воздать Своим созданиям.

Поэтому качество любви к подаркам в корне противоречит всей цели прихода души в этот мир.

 

Обратим внимание, что на самом деле каждый день мы просим Вс-шнего избавить нас от необходимости прибегать к помощи людей. В Биркат а-Мазон (благословении после еды) говорится: «Да будет Тебе угодно, чтоб не нуждались мы ни в подарках [людей из] плоти и крови, ни [даже] в их ссудах».

 

Почему в награду обещана жизнь

В свете сказанного становится ясным, в чем заключается награда ненавидящего подарки — он удостоится жизни, т. е. долголетия. За то, что человек отдалился от лести и воровства (о котором сказано, что ворующий у бедняка даже мелкую монету как будто отнимает у него душу), т. е. как бы добавил от себя ради Всевышнего, Творец, в Свою очередь, добавит ему жизни. То, что он не уповает на людей и не надеется на их помощь, также служит причиной даровать ему жизнь — подарок, который люди при всем желании дать ему не могут.

И наконец, в силу последней причины — поскольку это качество развивает в человеке свойство высшей души и помогает ему жить согласно воле Творца — это и есть самый главный аргумент продлить годы его жизни.

 

Автор: Натан Агрес

 


Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.