А был ли Пурим?.. - Ujew

А был ли Пурим?..

А был ли Пурим?..
Количество просмотров 981 Количество комментариев 0

 Пурим - самый веселый еврейский праздник, с этим не поспоришь. Но возникает вопрос - насколько верно он отображает суть событий, происходивших две с половиной тысячи лет тому назад? Ведь никаких исторических подтверждений, кроме Свитка Эстер, у нас нет. Происходили ли пуримские события на самом деле, или это всего лишь вымысел неизвестного автора?

В истории каждого народа того времени главной добродетелью считались завоевания, войны и покорения. Могли ли похвалиться этим евреи, народ, пребывающий в галуте, не имеющий своего дома? Величие Израиля ушло вместе с царем Соломоном, и после распада царства на Иудею и Северный Израиль никаких ратных подвигов в исполнении еврейского народа не наблюдалось. Зато хватало унижений и поражений, приведших евреев в конечном итоге в Персию, и отнюдь не на правах уважаемых и свободных жителей империи. Так может, Свиток Эстер – это такая себе защитная реакция организма, попытка показать миру, что мы не какое-то там сообщество скрипачей и дантистов, а очень даже можем помахать шашками и устроить неслабый погром (семьдесят пять тысяч восемьсот покойников за три дня, на секундочку), вдруг кто будет иметь неосторожность нас разозлить? В общем, если подумать, существуют некоторые сомнения в достоверности Пурима. Попробуем немного разобраться.

 

Аман и Ахашверош на пиру у Эстер. Рембрандт, 1600 г.

Ахашверош и Аман на праздник Эстер. Рембрандт. 1660

 

 Первое же подозрение, которое бросается в глаза - имена. Да, мы знаем, что Мордехай и Эстер - имена персидские. Но вот какое совпадение. Мардук и Астарта (Иштар) - основные персонажи шумерской, а затем вавилонской мифологии. А кто такой Аман? Когда-то существовало древнее царство под названием Элам, в 549 году до н. э. завоеванное Персией. Верховным божеством эламского пантеона был некто Хумпан, а вот столицей этого царства был как раз город Сузы, он же Шушан. В связи с этим существует вероятность, что пуримские события - переработанная в еврейском стиле древняя легенда о борьбе богов Элама и Персии, победа в которой осталась за последними...

 Есть и несколько чисто практических вопросов. Во-первых, сомнительно, что царь мог разрешить в своем собственном царстве глобальную резню своих же подданных. Я имею в виду второй указ Ахашвероша, в котором он разрешил евреям активно защищаться. Если Аман смог убедить царя, что есть в государстве группа нелояльных товарищей, да еще и из абсолютно чуждого персам народа, от которых неплохо бы избавиться, и Ахашверош подписал соответствующий указ - это одно дело. Но совсем другое - вынести фактически смертный приговор тем, кто должен был этот указ исполнять. Ведь это люди, которые не бунтовали против царя, а наоборот, готовы были выполнять его приказы, скорее всего, тоже персы и их ближайшие союзники. И кто конкретно эти люди? Безусловно, после оглашения указа найдется немалое количество добровольцев, готовых кого-нибудь убивать и мародерничать - за примером далеко ходить не надо. Но все же, основной костяк исполнителей - это, назовем их так, государственные силовые структуры: стража, армия, может еще какой спецназ. И какой, скажите, правитель, находясь в здравом уме, согласится с убийством семидесяти шести тысяч госслужащих???

Для дальнейшего чтения вам необходимо быть зарегестрированным пользователем.

Если вы уже являетесь зарегестрированным пользователем портала - ВОЙДИТЕ, если нет - ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ.

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.