А был ли Пурим?..

А был ли Пурим?..
Количество просмотров 187 Количество комментариев 0

 Пурим - самый веселый еврейский праздник, с этим не поспоришь. Но возникает вопрос - насколько верно он отображает суть событий, происходивших две с половиной тысячи лет тому назад? Ведь никаких исторических подтверждений, кроме Свитка Эстер, у нас нет. Происходили ли пуримские события на самом деле, или это всего лишь вымысел неизвестного автора?

В истории каждого народа того времени главной добродетелью считались завоевания, войны и покорения. Могли ли похвалиться этим евреи, народ, пребывающий в галуте, не имеющий своего дома? Величие Израиля ушло вместе с царем Соломоном, и после распада царства на Иудею и Северный Израиль никаких ратных подвигов в исполнении еврейского народа не наблюдалось. Зато хватало унижений и поражений, приведших евреев в конечном итоге в Персию, и отнюдь не на правах уважаемых и свободных жителей империи. Так может, Свиток Эстер – это такая себе защитная реакция организма, попытка показать миру, что мы не какое-то там сообщество скрипачей и дантистов, а очень даже можем помахать шашками и устроить неслабый погром (семьдесят пять тысяч восемьсот покойников за три дня, на секундочку), вдруг кто будет иметь неосторожность нас разозлить? В общем, если подумать, существуют некоторые сомнения в достоверности Пурима. Попробуем немного разобраться.

 

Аман и Ахашверош на пиру у Эстер. Рембрандт, 1600 г.

Ахашверош и Аман на праздник Эстер. Рембрандт. 1660

 

 Первое же подозрение, которое бросается в глаза - имена. Да, мы знаем, что Мордехай и Эстер - имена персидские. Но вот какое совпадение. Мардук и Астарта (Иштар) - основные персонажи шумерской, а затем вавилонской мифологии. А кто такой Аман? Когда-то существовало древнее царство под названием Элам, в 549 году до н. э. завоеванное Персией. Верховным божеством эламского пантеона был некто Хумпан, а вот столицей этого царства был как раз город Сузы, он же Шушан. В связи с этим существует вероятность, что пуримские события - переработанная в еврейском стиле древняя легенда о борьбе богов Элама и Персии, победа в которой осталась за последними...

 Есть и несколько чисто практических вопросов. Во-первых, сомнительно, что царь мог разрешить в своем собственном царстве глобальную резню своих же подданных. Я имею в виду второй указ Ахашвероша, в котором он разрешил евреям активно защищаться. Если Аман смог убедить царя, что есть в государстве группа нелояльных товарищей, да еще и из абсолютно чуждого персам народа, от которых неплохо бы избавиться, и Ахашверош подписал соответствующий указ - это одно дело. Но совсем другое - вынести фактически смертный приговор тем, кто должен был этот указ исполнять. Ведь это люди, которые не бунтовали против царя, а наоборот, готовы были выполнять его приказы, скорее всего, тоже персы и их ближайшие союзники. И кто конкретно эти люди? Безусловно, после оглашения указа найдется немалое количество добровольцев, готовых кого-нибудь убивать и мародерничать - за примером далеко ходить не надо. Но все же, основной костяк исполнителей - это, назовем их так, государственные силовые структуры: стража, армия, может еще какой спецназ. И какой, скажите, правитель, находясь в здравом уме, согласится с убийством семидесяти шести тысяч госслужащих???

 

 

 Во-вторых, сам факт убийства такого количества людей - семьдесят пять тысяч за всего лишь один день! Такому мероприятию должна была предшествовать очень серьезная подготовка, учитывая то, что евреи не были воинами персидской армии и занимались в Вавилоне исключительно мирными занятиями. А вот эти семьдесят пять тысяч как раз не были безобидными торговцами, а планировали убийства и грабежи под прикрытием царского указа. То есть устроить такую тотальную резню среди вооруженных и наверняка привыкших к насилию людей было бы несколько проблематично.

 В-третьих, мы знаем, что второй указ Ахашвероша не был тайным, о нем были осведомлены обе стороны конфликта. "Охватил их страх перед Иудеями", говорит Свиток Эстер. Неужели этот страх был таким, что за время, предшествующее пуримским событиям, враги евреев даже не попытались организовать хоть какую-то защиту? Ведь лицензию на убийство евреев у них никто не отобрал, "потому что того, что написано именем царя и скреплено перстнем царским, нельзя отменить". Да и попытаться сбежать можно было, если уж на то пошло...

 В-четвертых, почему евреи не начали активную защиту сразу же после получения разрешения Ахашвероша? Зачем было ждать наступления того дня, на который выпал жребий Амана, вместо того, чтобы нанести превентивный удар? Ведь каждый лишний день давал врагу возможность подготовиться к войне...

 

Эстер и Мордехай. Арент де Гельдер, 1685 г.

 

Однако, есть и довод в подтверждение этого неоднозначного события. Известно, что Аман был потомком царя Агага-амалекитянина, которого, в нарушение приказа Вс-шнего, не убил царь Шауль. Амалекитяне - народ, смысл существования которого - уничтожить евреев. А уничтожить Амалека - это одна из заповедей Торы, о ней вспоминают ежедневно в утренней молитве. В Торе сказано: «Помни, что сделал тебе Амалек в дороге, когда вы вышли из Египта. Что он напал на тебя в дороге и перебил позади тебя всех ослабевших, когда ты был усталым и измученным; и не боялся Бога. И вот, когда Всевышний, твой Бог, даст тебе покой от всех твоих врагов вокруг в Земле, которую Всевышний, твой Бог, даёт тебе в наследие, чтобы ты владел ею, сотри память Амалека из-под Небес; не забудь».

 Мы можем предположить, что именно в тот момент, когда беспричинная ненависть Амалека к евреям раскрылась в максимальной степени, очередной раз угрожая гибелью всему народу, - Мордехай решил исправить ту роковую ошибку первого израильского царя. И все евреи, абсолютно разные по социальному и финансовому статусам, спорящие между собой, придерживающиеся различных политических взглядов - все они объединились для выполнения этой заповеди.

 И тогда мы получаем ответы на все предыдущие вопросы. Время, прошедшее от второго указа царя до начала событий, было необходимо евреям, чтобы вычислить всех амалекитян, подготовить, так сказать, расстрельный список. Здесь огромную важность имела именно тщательная подготовка, ведь единственный выживший амалекитянин перечеркивал абсолютно все усилия и возвращал противостояние евреев с Амалеком на исходную позицию.

 И подготовиться к сражению потенциальные погромщики не смогли тоже по простой причине. Ведь исполнять первый указ Амана-Ахашвероша должны были разные люди, как уже говорилось выше, и сотрудники силовых структур, и добровольцы. И вот они узнали о втором указе. И также они узнали о том, что убивать евреи будут только амалекитян, а ведь многие таковыми не являлись. Наиболее продвинутые поспешили перестраховаться: "И многие из народов страны стали Иудеями, потому что охватил их страх пред Иудеями". Амалекитяне же как раз и были парализованы страхом: они прекрасно понимали, что им сбежать никуда не удастся, и сопротивление народу, выполняющему волю Царя Небес при полной поддержке царя земного, просто бесполезно.

 Как показал ход дальнейшей мировой истории, каким-то амалекитянам спастись все же удалось, и их потомки еще не раз возникали на пути еврейского народа...

 

Триумф Мордехая. Питер Ластман, 1624 г.

Триумф Мардохея. Питер Ластман. 1624

 

 Еще один интересный аспект Пурима - этот праздник далеко не сразу восприняли евреи всего мира. Ведь главным еврейским религиозным центром того времени был Иерусалим, а указания об установлении праздника пришли из Вавилонии от Мордехая, который, хоть и был авторитетом, но все же провинциальным с точки зрения законоучителей Эрец Исроель. В Талмуде записан такой спор: "Что сделали Мордехай и Эстер? Написали и разослали нашим учителям письма, в которых говорилось: "Беретесь ли вы соблюдать два этих дня ежегодно?". Отвечали им учителя наши: "Мало нам бед, так вы хотите добавить к ним еще и горести из-за Амана?" То есть, как видим, главные опасения мудрецов заключались в том, что окружающие народы крайне негативно воспримут праздник, во время которого евреи будут радоваться убийству неевреев. Однако Мордехай успокаивает их, говоря, что данные события являются официальной частью истории Персидского царства: "Тогда вновь написали второе послание к ним... Что было сказано в нем? - "Если же вы этого дела опасаетесь, то ведь оно записано и сохраняется в архиве" - что означает: в истории персидских царей".

 Некоторые мудрецы сомневались по другой причине, имея в виду то, что к Торе запрещено добавлять что-либо новое: "Сказал Моше: "Никакой пророк отныне не внесет для вас ничего нового", а Мордехай и Эстер хотят внести нечто новое". Однако, и этот спор разрешился в пользу праздника - ведь в Торе есть заповедь об уничтожении Амалека, а пуримские события как раз и представляют собой попытку эту заповедь исполнить.

 Но одно дело отмечать праздник, и совсем другое - включить летопись Пурима, записанную в свитке Эстер, в состав ТаНаХа - Священного писания. Ведь в этой книге ни один раз даже не упоминается Вс-шний, зато больше 100 раз упомянуто имя нееврейского царя Ахашвероша, персонажа хоть и положительного, но совсем неоднозначного. По этому поводу в разные эпохи разгорались многочисленные споры между мудрецами. Тем не менее, в конечном итоге мудрецы были благосклонны к Свитку Эстер. Крупнейшие авторитеты Талмуда, такие, как рабби Акива и рабби Меир, постановили: "Книга Эстер написана в духе Священного Писания". Рабби Иеошуа бен Карха считает: "Если выход из рабства на свободу мы отмечаем песнопениями, то переход от смерти к жизни - тем более заслуживает этого".

 Поэтому, прослушав Свиток Эстер, мы приступаем к исполнению самой необычной из всех заповедей иудаизма: напиться так, чтобы не отличить злодея Амана от праведного Мордехая :-)

 

Автор: Евгений Шнайдер


 

Комментарии

0 комментариев

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.